К полутора годам лишения свободы суд приговорил молодую жительницу Прикарпатья, убившую новорожденного сына несколькими ударами ножа. Преступление признано умышленным, но наказание в десять раз меньше, чем за убийство человека. Для рожениц, которые лишают жизни детей, в Уголовном кодексе есть отдельная статья. Им грозит максимум 5 лет, но суды не выносят таких приговоров, часто ограничиваясь условным сроком. А тем временем мы все чаще слышим о задушенных, утопленных, выброшенных на свалку младенцах, которые могли бы составить счастье бездетной паре.
Временно ограниченная вменяемость
Осуждать легко - понимать трудно. Но попробуем представить состояние женщины, у которой нет своей крыши над головой, на руках четверо детей, больная свекровь и муж, пригрозивший выгнать из дома, если родит пятого. Девять месяцев жительница небольшого села в Прикарпатье объясняла болезнью растущий живот. Рожать бежала за сарай. Как и зачем взяла нож, говорит, что не помнит.
- Женщина, пережившая большой травматический опыт, лишенная социальной базы, поддержки родных людей действительно может не понимать, что делает, - говорит психолог Людмила Гридковец. - Ее психологический возраст в момент родов 2-3 года. Она даже может считать, что не убивает ребенка, а спасает его от жизни. Здесь вообще не должно быть речи о наказании, только о реабилитации.
В комментариях к ст. 117 УК, которая определяет ответственность для роженицы-детоубийцы, тоже речь идет о том, что их поступки - это следствие временно ограниченной вменяемости. И можно было бы это принять, если бы не частота трагедий. Только за прошлый год в Украине вынесено 11 приговоров по убийствам новорожденных детей, в этом году их уже три и втрое больше дел находятся в расследовании.
- За убийство ребенка, который родился живым, нужно судить, как за убийство человека, - считает начмед Киевского роддома №7 Олег Маланчук. - Разговоры о постродовых женских расстройствах несколько преувеличены.
Судьи жалеют, на зоне не прощают
Изучая судебные решения, и правда приходишь к выводу, что не все однозначно. У жительницы Сумской области не было мужа-деспота и был свой дом. Было двое детей, но это слабое оправдание. Третьего мама отправилась рожать к речке, чтобы тут же бросить в нее малыша.
- Думаю, что в некоторых случаях действия неправильно квалифицируют, - говорит адвокат Сергей Старенький. - Если женщина погубила новорожденного в измененном психоэмоциональном состоянии, это принимается как оправдание. Но если она замышляла избавиться от дитя и готовилась к этому, нужно вменять умышленное убийство ребенка (санкция вплоть до пожизненного. - Ред.)
Мать, утопившую малыша, приговорили к году лишения свободы. И это одна из самых строгих мер. В большинстве случаев выносятся условные приговоры с испытательным сроком. Как жительнице Кировоградской области, выбросившей ребеночка в выгребную яму. Или маме из Ромнов, которая задушила младенца тряпкой, даже не рассмотрев, мальчик это или девочка.
- В моей практике не было таких дел, но я обсуждала проблему с коллегами, - говорит судья из Ровенской области Александр Жуковский. - В момент беременности и родов женщина действительно находится в измененном состоянии психики. Обычно у детоубийц это первое преступление. Также нельзя сбрасывать с весов раскаяние, характеристики, наличие малолетних детей. Статья 117 - это преступление средней тяжести. По таким суды стараются назначать наказания, не связанные с лишением свободы. Смысл не в том, чтобы покарать, а в том, чтобы исправить человека. Да и кому будет лучше, если женщину отправят в тюрьму, где она еще больше десоциализуется. Таких нужно обязывать работать с психологом.
На зоне к женщинам, совершившим преступления против своих детей, относятся так же жестко, как в мужских колониях к педофилам.
|
Виновато государство
Дискуссии об усилении ответственности за убийство новорожденного идут не первый год, признает бывший Уполномоченный по правам ребенка Юрий Павленко.
- Ужесточить наказание - это самый простой путь, он не приведет к уменьшению трагедий, - считает народный депутат. - Сегодня увеличились случаи не только убийств новорожденных, но и смерти детей от рук родителей во время бытовых конфликтов. В государстве разрушена социальная система поддержки семей. Политика по защите прав детей сведена до минимума, а институт при президенте, который должен защищать ребенка, никак не реагирует. Делается вид, что все хорошо.
Юрий Павленко напоминает, что в 2014 году, когда встал вопрос об урезании бюджетных затрат, сократили не полицию, не СБУ, а социальных работников. Эта служба в Украине всегда была развита слабо, а сейчас фактически лишена специалистов.
- В двух из трех случаев гибели ребенка виновато государство, - уверен эксперт.
Можно еще винить среду обитания. Среди женщин, совершивших убийство, материально благополучных нет. Как и образованных. Максимум студентка, сбежавшая из села в районный колледж.
Обратная сторона рекламы
Генерал-майор милиции Иван Прошковский, начинавший свою карьеру с участкового инспектора, не считает рожениц-детоубийц зловещей приметой именно нашего времени.
- Такие случаи были всегда. Сейчас просто о них информируют на всю страну, а раньше знал один район. Тут две причины. Первая - женщина или девушка скрывает беременность из страха перед семьей. Вторая - ей никто не объяснил, что ребенка можно оставить в роддоме и ничего за это не будет, - говорит ветеран МВД.
Кошмарное явление отчасти является обратной стороной рекламы счастливого материнства. О нем говорят везде и много. А о тех, кто не хочет принять это благо, - мало и с заведомым осуждением. За последние девять лет на всю Украину открылось всего 10 "окон жизни", куда можно безопасно подбросить ребенка, но они фактически не востребованы. В Киеве работает только одно "окно" - при 4-м роддоме. За четыре года туда никого не принесли. А убитых, умерших на свалках или холодном бетоне младенцев находят каждый год по несколько.
Горе-роженицы не читают про "окна" и не роются в судебных реестрах, чтобы оценить степень риска. Они не потащат за тридевять земель пищащий сверток, потому что их тайну могут разгадать. И даже если в Уголовный кодекс внесут изменения, они об этом не узнают.
- Нужна огромная информационная кампания, чтобы готовить женщин к тому, что они законно могут не принимать материнство, - считает вице-президент Всеукраинской фундации "Защита прав детей" Алексей Лазаренко. - В женских консультациях обязаны работать психологи. Нужны анонимные консультации, плакаты, разъяснения, что отказ от ребенка - это не позор, это шанс дать ему другую, любящую семью.
Но пока у женщин такой поддержки нет. Они ищут моментальный выход из кризиса, не думая о последствиях.
Как у них
Во Франции нет отдельной ответственности за убийство матерью новорожденного. Но есть квалификация "Убийство уязвимого в силу возраста". Если женщина признана вменяемой, ей грозит вплоть до пожизненного.
В ряде штатов США убийство жизнеспособного новорожденного ребенка приравнивают к тяжкому преступлению.
В Голландии за спонтанное убийство новорожденного грозит до 6 лет, за продуманное - до 9 лет.
В Болгарии за убийство сразу после родов грозит 3 года. Если ребенок родился уродливым, ответственность снижается до года.
Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, Телеграме и YouTube.
Читайте также
"Не осознавала своих действий": мать убила ребенка в состоянии аффекта
Жительницу Кировоградской области, которая топором зарубила 12-летнюю дочь, признали неподсудной.