Предложения министерства соцполитики по реформированию системы трудовых отношений, которая усложнит жизнь наемным работникам, оформленным как частные предприниматели, вскрыли множество проблем украинской экономики.
С одной стороны, упрощенку используют для минимизации налоговой нагрузки, с другой стороны, именно она помогла создать в Украине внушительный IT-сектор, который заводит в страну миллиарды долларов в год, создавая добавленную стоимость исключительно за счет своих мозгов.
И вот тут возникает дилемма – как сборы налогов повысить, но и айтишников не испугать? Государство в очередной раз хочет уравнять все виды бизнеса, но эксперты уверены, что быстро сделать это не получится.
Не первая атака
Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) — специальный налоговый режим, введенный для снижения налоговой нагрузки и стимулирования малого предпринимательства в Украине. Такая модель налогообложения была введена в далеком 1998 году. Практически без изменений она просуществовала до 2011-го, когда предпринимателей разделили на четыре группы вместо шести.
Этой системой пользуются несколько миллионов частных предпринимателей. Со временем ее начал использовать и более крупный бизнес. Чеки, которые выдаются физлицами-предпринимателями (ФЛП, или ФОП - на украинском) можно встретить в ресторанах, кафе, модных бутиках и даже магазинах компьютерной и бытовой техники.
С одной стороны, таким образом минимизируются налоги, с другой стороны - так предприниматели защищают крупный бизнес от "наездов" силовиков. Если вместо одного крупного предприятия в схеме работает несколько тысяч ФОПов, то во время проверки остановить работу такой компании практически невозможно.
Но такое положение вещей не нравится как чиновникам, так и представителям кредиторов. МВФ уже несколько раз выступал с требованием если не полностью ликвидировать упрощенку, то существенно снизить варианты ее использования в бизнесе.
В прошлом году депутаты уже регистрировали в Раде законопроект №8089 об изменениях в налоговую систему, в числе которых — отмена излюбленной программистами и фрилансерами налоговой группы "упрощенки", позволяющей платить лишь 5% налога со своих кровных.
Несколько другим путем попытались зайти в министерстве соцполитики, когда придумали критерии, согласно которым нельзя будет использовать работников, оформленных как ФОПы.
Сейчас чиновники пошли на попятную и стали говорить, что айтишников пока не тронут. Думаем, что здесь играет свою роль фактор выборов. Но в будущем этот вопрос снова поднимут, потому как МВФ будет настаивать на своем, а пробный шар уже запущен.
Риски ухода в тень
Эксперты говорят, что рано или поздно от системы ФОПов в Украине придется уходить. Правда, как это сделать с наименьшими потерями пока не знает никто.
- Нужны ли ФОПы в будущем в таком формате, как они сейчас существуют? – задает вопрос исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко и тут же отвечает:- Не думаю. Мы ведь не считаем, что это правильно, когда одни платят в общую копилку больше, чем другие. Справедливо ли это, когда владелец крупной компании (например, торговых сетей) с целью минимизации своих затрат регистрирует своих сотрудников ФОПами? Он ведь не им, работникам, пытается помочь. Он ведь свои затраты минимизирует. Просто "упаковывается" это все в оболочку заботы о персонале.
По его словам, плачевное состояние Пенсионного фонда заставляет искать любые дополнительные источники его пополнения.
- Расчет на ФОПы в этой связи логичен, - добавляет Устенко. - Сработает ли он? Думаю, что только частично. Есть риски расширения и без того "зашкаливающей" тени. Минсоцполитики в вопросах ФОПов идет "наощупь". Вряд ли у них есть детальная экономико-метрическая модель по этому вопросу.
Фиговый листок для МВФ
В том, что МВФ и дальше будет настаивать на избавлении от "упрощенки", уверены и другие эксперты.
- Создание упрощенной системы налогообложения было временной мерой, до момента проведения системной фискальной реформы и налоговой амнистии, - рассказал "КП" в Украине" ситуацию аналитикАлексей Кущ. - Но в наших условиях все временное превращается в постоянное. Формально МВФ прав - секторы с разным уровнем фискальной нагрузки в экономике существовать не могут, если только речь не идет об изолированных свободных экономических зонах. Ведь в таком случае, когда нет четкой территориальной локализации льгот, внутри страны появляется всепроникающий налоговый оффшор, и деньги просто не доходят до бюджета и целевых фондов. Но у МВФ всегда есть системная ошибка в отношении Украины: неправильная очередность и требования по проведению реформ, которые "не вовремя и не к месту". Украине нужно выполнить базовые условия для детенизации: легализовать активы теневой экономики, дать возможность им капитализироваться, то есть продуцировать капитал; определить новый консенсусный уровень фискальной нагрузки. То есть нужно идти по пути сближения уровня ставок налогов в общей системе налогообложения и упрощенной, простыми словами - находить среднюю точку. Нужно создавать стимулы детенизации, проводить налоговую амнистию. А уже затем выравнивать общую фискальную систему, в том числе и ликвидируя "упрощенную".
Но делать это, по словам эксперта, нужно в начале, а не в конце.
- Иначе мы будем снова обрекать страну на новый виток ухода бизнеса в тень и вырождения официального сегмента экономики, - резюмирует Алексей Кущ. - Минимальная программа по детенизации может быть реализована в течение 3 лет, вот тогда и можно говорить о трансформации упрощенной системы. Проблема в том, что среди "элит" нет интеллектуальных амбиций для реализации столь долгосрочной программы. Зато есть желание общипать ФОПы, прикрываясь фиговым листком в виде МВФ.
Кстати
Почему айтишники против отмены "упрощенки"
Эдуард Рубин, сооснователь харьковского IТ -кластера:
- IТ-отрасль — одна из самых немногочисленных отраслей экономики Украины, в которой занято примерно 150 тыс. человек, и которая целиком и полностью базируется на человеческом потенциале. Которая была создана с нуля два десятилетия назад, но сегодня стала базовой для Украины, занимает третье место в структуре ВВП и второе место в структуре экспорта, принося в экономику 3,5 млрд долларов в год.
Каждый программист создаёт дополнительно 3,6 рабочих мест в стране. Это уже не говоря о том, что большинство за счет своих доходов содержат не только свои семьи, но и своих родителей, снимая социальное напряжение в стране. Но все то, что с таким трудом построено, можно легко разрушить одним неосторожным движением.
Затраты на оплату труда в IТ-компаниях составляют 70-75%. Если резко поднять налоги, компании вынуждены будут увеличить стоимость услуг на разработку, но никто не будет заказывать проекты в Украине дороже, чем, например, в Румынии или Польше. Айтишная работа начнет уходить из Украины, а следом начнут уходить айтишники.
В мире полным ходом идет диджитализация, и все страны борются за квалифицированные IТ-кадры, создавая специальные условия для их иммиграции. В Германии нехватка программистов достигает 50 000 человек, в Израиле — 45 000, в других странах ситуация аналогичная. Будет куда податься.
Крупные компании работают с Украиной до тех пор, пока есть существенная разница между затратами на оплату труда. Как только её не будет, они предложат программистам переехать к себе и будут правы. И всё. На этом сказка про Золушку закончится, и вся наша IТ-отрасль превратится в тыкву, а страна, в чье правительство входят бывшие советские политруки, как г-н Рева, легко может превратиться в убитый социалистами Детройт образца 90-х.
Потому что законов экономики никто не отменял и потому что социализм — фикция, придуманная популистами.