Что предлагает правительство
На прошлой неделе правительство выступило с инициативой – заставить перейти на общую систему налогообложения украинских программистов. Предложенный для обсуждения законопроект, в частности, предлагает рассматривать семь критериев для трудовых отношений. И если три из них выполняются, то оформлять работника как физлицо-предпринимателя (ФЛП) нельзя. Иначе работодателя ждет штраф в 30 минимальных заработных плат (125 190 гривен в 2019 году). Критерии выглядят так:
- Периодичность (два раза и больше) оплаты ФЛП (период не указан, - авт.);
- Личное выполнение лицом работы по поручению и под контролем лица, в интересах которого она выполняется;
- Вознаграждение за выполненную работу является единственным источником или составляет 75 и более процентов дохода ФЛП за шесть месяцев;
- Работа выполняется на определенном работодателем рабочем месте и согласно правилам внутреннего трудового распорядка;
- ФЛП выполняет работу, сходную с выполняемой штатными сотрудниками;
- Организация условий труда (предоставление оборудования, материалов, рабочего места) обеспечивается лицом, в интересах которого выполняется работа;
- Продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливается лицом, в интересах которого выполняется работа.
Напомним, что физлицо-предприниматель в качестве налога платит 5% от своего оборота и единый социальный взнос (918 грн), а на общей системе налогообложения налоги суммарно составляют около 34% от суммы, выделяемой на фонд оплаты труда работодателем.
Под эти критерии попадают многие украинские программисты, и такое резкое изменение налоговой политики государства может привести к тому, что айтишники попросту уедут из страны. Что по этому поводу думают украинские экономисты и эксперты?
Мнение ЗА
Мы думали, что долго придется искать тех, кто поддерживает инициативу Кабмина. Но нет.
Тимофей МИЛОВАНОВ, заместитель главы Совета НБУ:
Правительство предлагает штрафовать за использование ФЛП для уклонения от налогов. Как экономист, я поддерживаю такое предложение. Конечно, те, кто используют ФЛП, против таких штрафов. Но ФЛПы создают неравные правила игры на рынке, заводят экономику в тень, делают невозможным развитие финансовых рынков.
Действительно, в определенных отраслях легко использовать ФЛП для трудоустройства (например, IT или юридическая практика), а в других нет (промышленность). Таким образом различные отрасли платят разные ставки налога. Это искажает распределение талантливых людей. Они идут работать в IT, а не в промышленность отчасти и потому, что налоги в IT меньше. Результат - промышленность не развивается и страдает вся экономика.
Более того, даже в середине одной отрасли могут быть честные компании, которые работают полностью "в белую", официально трудоустраивают своих работников, и серые компании, которые держат большинство сотрудников как ФЛП. Серые компании имеют меньшую эффективную ставку налога, но потенциально зависят от правоохранительных, налоговых и других органов власти. Эти органы могут угрожать штрафами и другим наказанием и таким образом давить на компании. Результат - возможности для коррупции, маски-шоу, невозможность защитить себя в судах и тому подобное.
Даже если сегодня чиновники не используют такие возможности для давления на определенные компании, следующее правительство может начать.
Следующая проблема – компания, построенная на ФЛП, не может полностью показать банкам и другим кредиторам свою бизнес-модель. Сотрудников нет, есть контрагенты-ФЛП. Банк не понимает, где есть настоящий бизнес, а где очковтирательство для уклонения от налогов. Поэтому компаниям, построенным на ФЛП, сложнее получать финансирование от банковской системы, которая требует прозрачности бизнес-модели. Результат - увеличение внебанковского, неформального и непрозрачного финансирования. На уровне всей экономики это приводит к отсутствию развития финансовых рынков.
Люди и бизнес, которые протестуют против предложения правительства, на самом деле протестуют против повышения ставки налогов, если ФЛП нельзя будет использовать. Но это разные вещи - создание прозрачных и одинаковых правил игры для всех и увеличение налогов. Можно отменить ФЛП и одновременно уменьшить официальные налоги. Сегодня система ФЛП удерживает украинскую экономику от развития.
Сергей ФУРСА, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital:
И давайте пока выведем IT-шников за скобки. Главное отличие IT-сектора – он в основном работает на аутсорс. А значит, не конкурирует внутри Украины. IT-сектор во вселенной ФЛП можно сравнить с контрабандой сигарет из Украины в Польшу. И там, и там основной урон – от другого. И контрабанда для Украины – зло, когда мы говорим о входящем сером импорте. А контрабандный экспорт сигарет – это уже проблема для Польши. И с ней конечно надо бороться, потому что это криминал, но уже после того, как решены проблемы по крупнее.
Так и с ФЛПами. Не надо прикрываться IT-шниками и их вкладом в экономику Украины. Потому что во всех ресторанах, даже когда там средний чек больше минимальной зарплаты, эти самые чеки выдают ФЛПы. Потому что сети спортзалов – это ФЛПы. Потому что кассиры в супермаркетах – ФЛПы.
И рестораны не переедут в Польшу, и супермаркеты не исчезнут, если там навести порядок. Но зато будет честная конкуренция, когда компании, которые работают без схем, не будут выглядеть "лохами" на фоне тех, кто все оформил через ФЛПы. И это все давно пора было прикрыть. Потому что в Украине сотни и тысячи больших компаний, вся деятельность которых построена через ФЛПы. И это ненормально.
Это может быть законно, но только потому, что хитрые юристы нашли лазейки, что позволило использовать механизмы поддержки малого бизнеса для бизнеса большого. Но это пагубно для экономики. Прежде всего потому, что искажает конкуренцию. И потому, что дает пищу неравенству. И когда люди красноречиво доказывают, что нельзя трогать ФЛП, потому что это убьет малый бизнес в Украине, то надо понимать, что эти люди защищают очень немаленький бизнес и очень большие теневые схемы.
В чем проблема борьбы с ФЛПами? В ощущении справедливости. В стандартном аргументе "пока Ахметов не сидит". Действительно, сейчас на бизнес есть два финансовых давления – налоги и коррупционная рента. И бизнес более охотно платит коррупционную ренту. И потому что ее труднее избежать. И потому что она меньше. Бизнесу, который участвует в теневых схемах, просто выгоднее платить коррупционную ренту. И он не хочет ничего менять. И это надо признавать честно. Коррупционер и теневой бизнес – это часто взаимовыгодное сотрудничество.
Но правда и в том, что, не убрав коррупционную ренту, трудно заставить бизнес поверить, что надо играть по правилам. Поэтому наряду с наведением порядка с ФЛПами необходима имплементация правил BEPS (борьба с офшорами, чтобы убрать аргумент о том, что доят только маленьких), усилиление борьбы с трансфертным ценообразованием, реформа налоговой (сервисная служба) и создание службы финансовых расследований, которая заберет полномочия у СБУ, полиции, налоговой полиции (зомби, который вроде бы умер, а вроде бы нет) приходить к бизнесу и будет построена по принципу аналитической службы.
И вот параллельно с такими шагами нужно наводить порядок с внутренним офшором, с ФЛПами. И без них, без этих шагов, действительно очень трудно доказать бизнесу, что он не стал крайним. Потому что как не крути, а самая большая проблема экономики Украины – это силовики.
Ну а что делать с IT? То же ощущение справедливости говорит, что таких низких налогов быть не должно. Рационализм говорит о том, что резко повышать налоги может быть опасно. Поэтому этот вопрос надо рассматривать осторожно. И явно не в первую очередь.
Хотя если реформы будут идти, если навести порядок в базовых вещах, то рост налоговой нагрузки для IT-шников просто неизбежен. Просто потому, что несправедливо, когда в бедной стране те люди, кто получает больше всех, платят меньше всех налогов.
Мнения ПРОТИВ
Яника Мерило, заместитель городского головы Днепра
Инноваций без свободного развития сферы IT не будет. Даже с достаточно свободным это очень сложно, как мы видим. Мы и так в мировых рейтингах инновации достаточно далеко.
То есть, в принципе, и логика, и показатели экономики, и стратегия, как бы говорят - IT одно из наших стратегически важных направлений для развития страны.
Да, не секрет, что IT работает часто с ФЛПами. И это не схема, это законный инструмент.
При этом нельзя сказать, что сфера IT сверхприбыльная. 95% услуг идет на экспорт и можно, наверное, сказать, что из этого 90% продается не как продукт, а почасовая стоимость. И как не странно, даже с этими 5% налога и не сверхвысокой маржой и нашими зарплатами, мы уже не дешевая страна IT. Наши цены еще конкурентоспособные, но уже не дешевые, и все больше надо бороться.
Так что случится, если отменить ФЛП? Если коротко, многие будут голосовать ногами, и как результат - бизнес не будет уже настолько конкурентоспособным. А это - меньше поступлений в бюджет.
Но есть и второй момент - умение вести диалог.
Я лично согласна, что налоги надо повышать, Но вопрос - как это сделать не силой, а сохраняя нашу сферу IT и поддерживая рост, не мешая. И тут пора научиться разговаривать, выполнять обещания и искать вместе пути.
Через диалог. Демократия, свободный глобальный рынок, рост экономики и свобода ведения бизнеса вещь сложная, но придется учиться.
Анатолий Амелин, соучредитель Института будущего
Идея обложить IT-ишников дополнительными налогами, а это более 150 тыс. человек и 4% ВВП, приведет к тому, что многие компании перенесут офисы из страны, сотрудники уедут из Украины.
Это также приведет к снижению потребления, поступлений в бюджет и роста экономики.
Владимир Дубровский, старший экономист CASE Ukraine
Мой ответ Милованову:
А вот меня, как экономиста, в последнее время все больше угнетает человеческая иррациональность. Причем, проявляют ее все больше люди, от которых ну никак не ожидал - казалось бы, просвещенные, критически мыслящие, даже с академическим бэкграундом...
Но стоит коснуться ФОПов, МАФов, "евроблях", "грантоедов", Порошенко, Тимошенко (нужное подчеркнуть) - и все((( …
Как очень мудро написал когда-то Валерий Пекар, самая большая опасность для нас сейчас - это скатиться в "справедливость". Потому что она всегда - о прошлом, а двигаться нужно в будущее. И вы, Тимофей, как экономист, не можете не знать, что "справедливость" в огромном количестве случаев противоположна эффективности. Это как раз тот случай.
Во-первых, вы, в отличие от социалиста-замполита, не можете не знать о существовании эластичности. Которая, в данном случае, огромна - в отличие от приведенного вами примера с промышленностью. Уже только этого одного соображения достаточно, чтобы усомниться в ваших аргументах, тем более, если учесть, что в данном случае эластичность достигается за счет безвозвратных потерь человеческого капитала.
Во-вторых, если цель - не наказать отдельные фирмы и ФОПов, а реально собрать больше налогов, то Рева начал не с того конца. Начинать нужно сверху, в данном случае еще и потому, что это экономически оправдано, перефразируя Кольбера, больше перьев при меньшем визге и чистых экономических потерях.
В-третьих, промышленность плохо себя чувствует совсем по другим причинам, системным. Украина не имеет шансов вылезти из своей нынешней "ловушки ниже среднего дохода" за счет промышленности - от слова "вообще". Это отдельная дискуссия, замечу только, что Всемирный экономический форум в Давосе в этом году официально признал, что для развивающихся стран рост с опорой на индустриализацию более не актуален - всем нужно стремиться развивать инновации и интеллектуальные услуги. Мы живем в постиндустриальном мире.
И, наконец, если уж говорить о создании условий для более "честной" работы, то грехи ФОПов составляют едва ли десятую часть от всех теневых зарплат. Проблему нужно решать в комплексе, и начинать не с тех, кто платит хоть какой-то налог. Решение мы предлагаем: сделать
не "всем одинаково плохо", а "всем одинаково хорошо" - с конечной целью отменить ЕСВ и свести НДФЛ к 10% (последнее -за счет налога на землю, идущего в зачет).
Даниил Монин, экономист:
Мракобесие - это не только диагноз Минсоца. Судя по всему, это диагноз всему Кабмину.
Такое ощущение что им поставлена задача выгнать весь бизнес из страны.
Отдельно, конечно, хочется ответить Милованову на тезис про промышленность. Там труд занимает обычно не более 10% себестоимости. При этом, по его мнению, высокие кредитные ставки от НБУ промышленность не убивают, а вот IT-шники оказались самыми виноватыми.