Так не доставайся же ты никому!

Мужская любовь, бессмысленная и беспощадная.

Джон Эверетт Милле "Смерть Офелии".
Шекспир тоже не долго думал, как поступить, когда Гамлету стала мешать возлюбленная.

Джон Эверетт Милле "Смерть Офелии". Шекспир тоже не долго думал, как поступить, когда Гамлету стала мешать возлюбленная.

В прошлую пятницу коллега написал "Книжную полку" о любовных романах, созданных мужской рукой. По его мнению, мужской любовный роман лишен "соплей в сахаре" и излишних сантиментов. Лишь по-настоящему искренние и глубокие чувства. Ок. Действительно, среди упомянутых книг есть настоящие шедевры. Но давайте, оттолкнувшись от них, посмотрим, чего же мужчины ждут от любви. (Осторожно, спойлеры.) 

В отличие от привычного "женского романа", где влюбленные уходят рука об руку в закат, чтобы никогда не расставаться, или создают новую ячейку общества, мужская любовь должна носить оттенок трагизма. 

Возьмем "Три товарища" - устами героев романа Ремарк пытается донести до нас мысль: любовь - единственное стоящее на этом свете, "все остальное дерьмо". И действительно, главный герой Роберт Локамп борется за любимую Патрицию. Но в конце концов девушка умирает у него на руках. 

Не меньшей безысходностью "светлого чувства" веет и от "Триумфальной арки". Сначала главный герой Равик боится привязываться к Жоан, которая окунулась в любовь с головой. Но чем дальше, тем он сильнее влюблялся. Ремарку мастерски удалось передать душевные муки героя, когда он узнает о многочисленных изменах любимой. И все же, несмотря на все усилия, не может с ней порвать. Писатель решает проблему радикально: в Жоан стреляет один из любовников. Девушка умирает на руках у Равика.

Ладно, это Ремарк, юность которого изломала война, а взрослую жизнь - зависимость от Марлен Дитрих и других многочисленных женщин. 

Ооок. Возьмем Эрика Сигала - примерного мужа и отца. Его бестселлер "История любви" сразу ошарашивает: "Что можно сказать о двадцатипятилетней девушке, которая умерла? 

Что она была красивой. И умной. Что любила Моцарта и Баха. И "Битлз". И меня". 

Идем дальше, Джек Лондон. Конечно, это не любовные романы, но в большинстве его произведений любовная линия прописана очень четко и глубоко. "Маленькая хозяйка большого дома" - роман о сильной духом женщине, запутавшейся в любовном треугольнике. Она никак не может сделать выбор между мужем и влюбленным другом. И что? И все. Покончила с собой. 

В приключенческом романе "Сердца трех" вроде бы все заканчивается хорошо и возлюбленные воссоединяются. Вот только для этого автору приходится убить жену главного героя - сильно любящую своего мужа, да и он тоже испытывал к ней чувства. А в рассказе "Тайна женской души"  влюбленная женщина и вовсе заморила себя голодом, лишь бы оставить немного еды для любимого. 

В "Таємних стежках" Ивана Франко тоже безнадежная безнадега - бросилась, бедняга, в ледяную воду. Ну и заодно Лев Толстой бросает под поезд Анну Каренину. 

И тут вот вырисовывается общая тема, как мужчина представляет себе любовь - сильнейший поток, который сносит все вокруг, включая "солнце и светила", а заодно и крышу, неземное счастье... 

И вот, когда чувство достигает пика, автор теряется. Между строк явно читается недоумение - "а дальше-то что? Неужели брак, а после брака дети, дом и прочий банальный, приземленный ужас?" Нет, нет, этого не может быть никогда! При этом мысли, что можно просто расстаться и каждому начать новую жизнь, писатель не допускает. Как это - после неземной страсти она уйдет к другому? Она, которая его любила, как никто больше любить не будет? Это же невозможно. И автор решает проблему кардинально. 

А после смерти любимой в закат герой уходит сам, с разбитым сердцем. На худой конец, умирают оба - как в "Мастере и Маргарите" или "Ромео и Джульетте".

Читатели рыдают и верят, что вот это настоящая любовь! Верят не только мужчины, но и женщины. А потом общество недоумевает, почему же в таком запустении институт брака, откуда демографический кризис и почему это женщины стали такие независимые. 

P.S. А вот если бы почитали среди лучших любовных романов, например, "Лунную долину" или "Время-не-ждет" того же Джека Лондона, то, глядишь, крепких семей, не боящихся трудностей и размолвок, стало бы больше.