На прошлой неделе украинский президент назвал несколько сфер, которые, по его словам, могут привлечь миллиардные инвестиции и создать сотни тысяч рабочих мест.
По мнению Порошенко, сегодня нужно сделать акцент на тех секторах экономики, где мы можем выйти на лидерские позиции – это агропромышленный комплекс, IT, машиностроение, туризм и логистика. Именно перечисленные пять стратегических приоритетов дадут мощный толчок нашей экономике, считает президент.
А мы решили выяснить, что по этому поводу думают экономисты.
Агропромышленность: продолжаем мечтать о супердержаве
В своей речи Порошенко напомнил, что за минувшие пять лет Украина вышла на первые места во многих видах сельскохозяйственной продукции, однако лидерство возможно только при условии, что экспорт переработанной продукции будет значительно превышать экспорт сырья.
Многие тут же вспомнили о цели достичь статуса "аграрной супердержавы", которую перед нами несколько лет назад поставил посол США. Правда, экономисты говорят, что все не так просто.
- Аграрную державу построить получится – почему бы и нет, - считает экономист Александр Дудчак. - Но при ликвидации промышленности такое количество населения не нужно. Оно давно уже не 52 млн, и даже не 40, а в случае окончательного превращения Украины в страну – супер-огород, достаточно будет и 10-15 млн.
По словам экономиста Андрея Мартынюка, в Украине действительно все еще слишком много людей для того, чтобы быть просто аграрным государством. Тенденции аграриев во всем мире одинаковы: меньшим количеством людей производить больше продукции. И ответ на вопрос, куда девать излишек людей, пока виден только один – не зацикливаться на сельском хозяйстве, а развивать промышленность.
IT: количество мест ограничено
Разумеется, не обошлась президентская речь и без айтишников. Глава государства подчеркнул, что украинский IT-сектор сейчас обеспечивает почти 4% ВВП, дает работу около 150 тысячамукраинцев. Ожидается, что в ближайшие два года эта цифра вырастет до 200 тысяч.
- IТ-сфера уже давно стала темой каждого выступления любого украинского политика, - говорит аналитик Алексей Кущ. – Они все время твердят одно и то же: IТ, IТ, IТ. Между тем, максимальная капитализация этого сектора в Украине не может превысить 5 млрд долларов и трудоустроить 300-400 тысяч человек. И там некуда инвестировать, поскольку Украина - это экспортер цифрового сырья, и весь "сектор" - это мозги нескольких сотен тысяч украинцев.
- Из всего сказанного относительно задач по привлечению инвестиций разумным было только одно. Наверное, впервые прозвучало понимание того, что развитие нашего IT-сектора приносит мало пользы стране, если он весь построен исключительно по принципу аутсортсинга, и обслуживает программное оснащение других секторов экономики за рубежом, а не внутри страны, - отметил в комментарии "КП" в Украине" экономист Александр Гаврутенко. - Если в стране возникнут привлекательные условия для создания высокотехнологичного конечного продукта, это станет сигналом для инвестиций в другие отрасли, которые у нас нуждаются не столько в финансировании, сколько в полном техническом переоснащении. Без этого наши передовые секторыэкономики будут оставаться низкопродуктивными и неконкурентоспособными.
Машиностроение: без СНГ ничего не получится
В своем спиче президент отметил, что Украина "должна сделать ставку на высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью" и напомнил, что "традиционно в Украине сильными были авиастроение, космическая отрасль, судостроение, военно-промышленный комплекс".
Александр Дудчак соглашается с президентом: все это действительно в прошлом. Так называемые "реформы" ликвидировали не только высокотехнологичные производства, но и многие "обычные", обеспечивающие внутренний рынок товарами отечественного производства, давая возможность иностранным конкурентам замещать своими товарами полки отечественных магазинов.
- Отечественное машиностроение полностью угробили за эти пять лет, в топ-100 плательщиков налогов осталась одна "Мотор-Сич", - говорит Кущ. – К тому же есть еще один немаловажный вопрос: куда Украина будет продавать продукцию машиностроения, если вышла из всех соглашений по СНГ?
По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, что касается сбыта продукции украинского машиностроения, то заменить РФ на другие страны можно только теоретически:
- Сейчас украинские производители продукции машиностроения поставляют в ЕС много товаров, но это, в основном, провода, подшипники или бытовая техника, которая собирается в Украине из европейских запчастей. Что же касается трансформаторов или насосов, то альтернативой России в данном случае могут быть только Беларусь, Казахстан или Молдова.
Туризм: инфраструктуры нет
Туристический рынок действительно относится к направлениям, которые улучшают экономические и социальные показатели страны. Однако в Украине он переживает те же проблемы, что и другие отрасли. Если не большие.
По словам Андрея Мартынюка, у нашей страны есть уникальные достопримечательности, но многие из них требуют реконструкции. Удивительная природа, но экология оставляет желать лучшего. Красивые города, но туристам известны только Киев и Львов. И при этом в стране практически нет инфраструктуры: разбитые дороги, небольшое количество туристических маршрутов, отели с низким уровнем комфорта и т.д.
Поэтому, резюмировал эксперт, говоря о инвестициях, неплохо было бы уточнить, чем именно собираются привлечь будущих инвесторов.
Логистика: через два года ГТС станет "памятником советского периода"
Глава государства отметил, что превращение Украины в транспортно-логистический хаб Европы требует модернизации транспортной инфраструктуры.
- Что касается логистики, то здесь действительно есть огромный задел к развитию, - считает Гаврутенко. - У нас неоднократно возникали идеи о создании в Украине сети логистических хабов, крупных складских и распределительных центров для обслуживания международных товарных потоков. Правда, состояние транспортной инфраструктуры, внутренние правовые, общеполитические условия и военный конфликт не дают этим идеям реализоваться. Над чем, собственно, нам и предстоит усиленно работать, чтобы мечты об инвестиционном буме стали реальностью.
Другие эксперты настроены еще менее оптимистично.
Так, по словам Александра Дудчака, пока мы видим, что вместо хаба Украина превращается в "великий тупик", а чиновники делают все возможное, чтобы любые виды транзита через страну были прекращены.
А Алексей Кущ напоминает, что украинская ГТС через два года имеет все шансы стать "памятником советского периода", да и с другими направлениями дела обстоят не лучше.
- Из Нового шелкового пути нас выкинули, как шаловливых котят, - напоминает эксперт. - Если РФ строит обходные газопроводы, то Беларусь - автобаны и железные дороги. Можно посмотреть на карту европейских автобанов с единственным "хайвеем" в Украине Киев – Борисполь, и все станет ясно без слов.
Мнение
Для инвестиций нужны условия, а не планы руководства
- Все эти планы - как в анекдоте про слона, - говорит аналитик Алексей Кущ. - Сын спросил у папы, сможет ли слон съесть вагон яблок, на что папа ответил: съесть-то он съест, но кто ж ему даст?! Украина смогла бы очень многое, если бы ею не управлял рой политической саранчи, который отбирает у "муравьев"-инвесторов все до последнего зернышка. А вообще список Порошенко показывает, что он не совсем понимает, как страны становились успешными. Он, например, вообще не упомянул третичный сектор экономики (услуги, медицина, наука, образование), зацепив лишь "туризм", хотя в той же Европе 70% ВВП приходится на третичный сектор, и именно он является предохранителем от любых кризисов.
Все планы, озвученные Порошенко, являются "синдромными". Заявляя о своей "европейскости", украинские "элиты" намного ближе к РФ, чем к Европе. Ведь это в РФ решают на правительственном уровне, какие отрасли развивать. В Европе же чиновники создают условия для инвесторов: снижают коррупцию, защищают титулы собственности, создают эффективные суды, предоставляют качественные административные услуги. А инвесторы уже сами решают, какой бизнес "пойдет".