С самого начала вооруженного противостояния на Донбассе западные и украинские политики предлагали самые разнообразные планы выхода из минского тупика. Были формула Штайнмайера, планы Мореля, Манафорта, Киссинджера, Пинчука, Артеменко и даже Авакова. А воз и ныне там.
Все упирается в последовательность выполнения политических вопросов и вопросов безопасности Минских соглашений. Украина требует сначала прекращения огня, разоружения и вывода незаконных воинских формирований и восстановления контроля над границей, а только потом - выборы и особый статус Донбасса. Россия - с точностью наоборот. И сейчас нет даже малейшего намека на компромисс. Более того, Россия в ожидании президентских и парламентских выборов в Украине фактически полностью заблокировала весь переговорный процесс.
И вот теперь появился еще один план, который, как и предыдущие, более выгоден России, чем Украине. Его предложил специальный представитель действующего председателя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) в Минске Мартин Сайдик.
"В течение последних лет мы увидели, что в Минских договоренностях является не совсем четким. Важным моментом является то, что для реализации центрального элемента - проведения местных выборов - требуется помощь извне. Мы пришли к выводу, что это может быть только ООН. У ОБСЕ задача оценивать избирательный процесс, а поэтому она не может организовывать выборы. К тому же, добавляется аспект безопасности", - заявил он в интервью австрийскому изданию Kleine Zeitung.
По словам австрийского дипломата, этот план был представлен на последнем заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в декабре 2018 года в Милане, где присутствовали представители Украины, России, Германии и Франции, которые "могли задавать вопросы и делать комментарии". Но официальной реакции со стороны участников переговорного процесса по этим предложениям еще не поступало.
Вот некоторые основные пункты его плана:
- На Донбасс вводится совместная миссия ООН и ОБСЕ и совместное руководство с военным и полицейским компонентами (а не как охрана миссии ОБСЕ, как того хочет Россия, - ред.).
- Пост спецпредставителя по Донбассу, который будет руководить полицейской и военной миссией. Миссия – намного меньше 20 тысяч человек, как обсуждалось раньше.
- Создается переходная администрация ООН в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которая должна следить за воплощением мирного плана и реинтеграцией этих регионов.
- Проводятся местные выборы под эгидой ООН.
- Создание Евросоюзом агентства по восстановлению Донбасса.
- План должен быть подписан четверкой и ратифицирован парламентами Украины и России.
"Нужно соглашение, которое действительно будет иметь вес в политическом и правовом плане. Минские договоренности не ратифицировал ни украинский, ни российский парламенты. И это, конечно, проблема. Наша идея заключается в том, чтобы получить такой политический вес, на который потом все опираются при реализации документа, который также должен быть одобрен парламентами", - заявил Сайдик.
Амнистия с оружием
На первый взгляд, этот план должен устроить Киев. Но в нем, как и в предыдущих планах, кроется главная опасность. План Сайдика предполагает проведение выборов на Донбассе без вывода незаконных вооруженных формирований, то есть фактически под дулами боевиков. А они сами к тому же получат еще и амнистию.
"Прозвучали только общие тезисы от господина Сайдика. В СМИ никто не услышал ничего нового. С такими тезисами сложно поспорить, однако они вполне приемлемы для Украины. Но вместе с тем, как показывает наш горький опыт, дьявол кроется в деталях, а детали нам неизвестны, по крайней мере, нашему министерству детальный план этот не поступал", - заявил в эфире одного из украинских телеканалов замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Украины Георгий Тука.
В этом плане, например, отсутствует конкретика того, как будет проводиться демилитаризация незаконных вооруженных формирований, не прописаны сроки и способы вывода иностранных войск с территории Донбасса, условия амнистии для боевиков.
Так что сам план - это скорее всего лишь желание его автора избежать обвинений в беспомощности и показать свою значимость и возможность работать.
Но и помимо этого существует большая вероятность того, что план Сайдика, как и все предыдущие предложения, также отправится в корзину. Хотя бы потому, что Москва сейчас сделала ставку на смену власти в Украине после президентских и парламентских выборов, которая, по ожиданиям Кремля, будет более лояльна к России.
Мнение эксперта
Руслан Бортник, политолог:
- Это очередная попытка наших европейских партнеров реанимировать Минский процесс. Этот план - достаточно рабочий инструмент для применения, но сегодня его не только некому выполнять, но даже некому обсуждать. В Украине все заняты выборами, в России ждут смены власти после них. Поэтому реальное обсуждение, а тем более выполнение плана Сайдика возможно только к концу этого года, после завершения избирательного цикла в Украине.
А сейчас шансы на принятие очередного плана – нулевые. Киев и Москва не верят друг другу и не готовы к компромиссу. Хотя план Сайдика в будущем и может стать направлением для последующих переговоров и может даже материализуется в какой-то новый документ по Донбассу.
Алексей Якубин, политолог:
- Этот план не столько замена, сколько попытка конкретизировать Минские соглашения - как ввести миротворцев и запустить процесс выборов. Это попытка примирить позиции Киева и Москвы. Но это план на будущее, когда в Украине пройдут выборы президента и парламента.
А то, что его сейчас критикуют все стороны переговорного процесса, это плюс, так как свидетельствует о том, что они готовы его обсуждать. Этот план – шанс выйти на какую-то точку компромисса.