Зачем разделили Таможенную и Налоговую службы

В правительстве говорят об очередной реформе, а эксперты называют такое решение спорным.

Фото из открытых источников

Премьер-министр Владимир Гройсман подписал постановление о реорганизации ГФС путем разделения на Государственную налоговую и Государственную таможенную службы.

Скорее всего, в ближайшее время это назовут очередной реформой, но по сути правительство лишь возвращает тот принцип, который работал до 2012 года, когда во времена президентства Виктора Януковича два ведомства не были объединены в министерство доходов и сборов. Мы расспросили экспертов, зачем это делается и будет ли легче бизнесу общаться с двумя органами вместо одного.

Официальная позиция

Решение разделить два ведомства было принято еще в конце прошлого года. Но только после каникул в правительстве сделали первые конкретные шаги. На этой неделе премьер-министр Украины Владимир Гройсман подписал постановление о реорганизации ДФС путем разделения на Государственную налоговую и Государственную таможенную службы.

Чтобы объяснить необходимость этих изменений, чиновники пользуются настолько витиеватым слогом, что создается впечатление – нас явно хотят запутать. Например, в министерстве финансов говорят, что это делается "с целью институционального, структурного и функционального обновления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику". При этом чиновники обещают, что государственный механизм по сбору налогов начнет работать еще лучше.

- Разделение ГФС на две службы является важным шагом на пути к построению качественной системы администрирования налогов и сборов. Реформа ДФС создаст основу для демилитаризации налоговых органов, улучшит качество сервисов, предоставляемых налогоплательщикам, повысит прозрачность и подотчетность работы налоговых и таможенных органов, - сказал заместитель министра финансов Сергей Верланов.

Согласно постановлению Минфином в двухмесячный срок будут разработаны проекты положений о соответствующих центральных органах исполнительной власти и в трехмесячный срок - внесены проекты необходимых изменений в законодательство.

Как видите, у чиновников работа кипит. Сначала в 2012 году объединили две службы в одну, теперь же возвращают в исходное положение и называют это все реформами. Но простой человек задается вопросом – зачем все это делается? С этими же вопросами мы обратились к экспертам.

Спорное решение

В последнее время отечественную налоговую сферу сотрясали скандалы. Сначала Романа Насирова подозревали в злоупотреблении служебным положением и хищении государственных средств в сумме свыше 2 млрд грн в газовой сфере. Теперь его преемника Мирослава Продана обвиняют в создании коррупционных схем на таможне. Пока чиновники ходят по судам, ведомство решили разделить на два – фискальное и таможенное. Победить коррупцию таким простым решением вряд ли получится, да и само решение эксперты называют сомнительным.

- Разделение на фискальную и таможенную службы необходимо было делать сразу после принятия решения о разделе Министерства доходов и сборов, раз уж такое решение было принято в 2014-м на волне Евромайдана, - рассказал КП в Украине экономист Андрей Блинов.-  Дело в том, что в ином случае всегда кто-то - либо налоговики, либо таможенники - будут "подминать" учреждение под себя. Решение спорное в своей эффективности. На уровне же министерства можно было реализовать решения по: (а) созданию единого налогового и таможенного реестра; (б) созданию единого окна/сервиса таможенной, налоговой служб и прочих госуслуг.

По словам эксперта, подобные объединённые налогово-таможенные органы действуют в странах ЕС (в Великобритании, Нидерландах, Ирландии, Португалии, Дании, Латвии, Эстонии), а также, например, в Канаде.

- Однако фактически эти направления у нас так и не срослись как сиамские близнецы, а потому для бизнеса это не такое уж и значимое изменение — по таможенным вопросам они будут обращаться в ГТСУ, а по налоговым — в ГНСУ, - поясняет Андрей Блинов. - Во многих местах это будут те же кабинеты, только сменятся вывески. При этом следует понимать, что необходимо будет восстанавливать сеть представительств таможенной службы на местах либо искусственно их выделять в рамках одной структуры с налоговиками. Это потребует не одного десятка миллионов гривен дополнительных расходов.

Ключевой вопрос остается - кто будет уполномочен осуществлять силовые функции, которые были ранее прерогативой налоговой милиции?

- Правительство заявляло, что отказалось от создания службы финансовых расследований, - говорит Андрей Блинов. - Однако в новом Меморандуме МВФ (по программе стенд-бай на 3,8 млрд долл.) прямо записано, что будут созданы два отдельных юрлица — Налоговая и Таможенная службы до конца апреля 2019 года (обе подотчетны министру финансов), а налоговая милиция будет превращена в новую Службу финансовых расследований при Минфине, но оценка налоговых обязательств останется исключительно в компетенции Налоговой службы.

Разделение потоков

Такие сложные телодвижения во властных кабинетах некоторые эксперты объясняют необходимостью разделения финансовых потоков накануне выборов. Ведь ни для кого не секрет, что в нашей стране все чиновничьи кресла делятся между политическими силами по закулисным договоренностям. Таможня и налоговая – это два огромных денежных потока, которые всегда контролируют правящие партии. Есть версия, что накануне выборов появилась договоренность разделить эти два органа между членами правящей коалиции.

- Разделение фискальной системы на собственно ГФС и таможню - это как заезженная пластинка Шаляпина, доставшаяся от бабушки, - шутит финансовый аналитик Алексей Кущ. - В условиях концентрации власти в Киеве всегда тяготели к слиянию в виде очередного "минсдоха", а когда нужно было ублажать разношерстных членов коалиции – наоборот, разделяли, чтобы "раздать всем сестрам по серьгам", то есть рассадить всех "хороших людей" на финансовые потоки. МВФ в этой партии поет "с чужого голоса" - там не настолько глубоко вникают в нашу специфику, чтобы иметь по этому поводу особое мнение. Кто-то им нашептывает нужные идеи. В 2014-м году МВФ был за консолидацию, а сейчас наоборот - против. Само по себе разделение - это не реформа, а переформатирование финансовых потоков, и продиктовано оно "политическим моментом". Просто сейчас нужно сохранить прочность коалиции, когда "корабль тонет" и "крысы сходят на берег в ближайшем порту". В этой "парадигме" представитель одной провластной фракции "сядет" на ДФС, а представитель другой - на таможню. Вот и весь смысл реформ.

При этом опрошенные нами представители бизнеса и эксперты пока не могут оценить, насколько будет эффективно работать новая система. Некоторые опасаются, что после разделения некоторые функции ведомств будут дублироваться.

А вот для простых граждан изменения будут либо минимальными, либо вовсе незаметными.