"Синагога плакала, чувствовала, что ей помочь хотят"
Полуразрушенная синагога в городе Броды Львовской области за свою трехсотлетнюю историю пережила многое: войны, пожары, обвалы. Окончательно еврейская святыня сдалась в 90-е годы прошлого века, и с тех пор находится в состоянии "глубокой комы". Остатки крыши едва прикрывают половину здания, стены рассыпаются на глазах.
Казалось бы, чтобы спасти синагогу нужно несколько десятков людей, тяжелая техника и пара мешков иностранной валюты. Но взялся за это непростое дело один человек – местный реставратор Владимир Ковальчук. Своими силами очистил здание от мусора и старых трухлявых досок, выкорчевал несколько десятков деревьев, которые разрослись прямо внутри, сложил валявшиеся повсюду кирпичи.
- Спасибо местным властям, хоть технику выделили вывезти мусор – четыре КАМАЗа. Слой был – сорок сантиметров, пришлось аж до земли счищать, - рассказал "КП" в Украине" Владимир. - Шесть мешков насобирал бутылок, памперсов, даже трусы попадались, чего там только не было…
Две недели реставратор вычищал здание синагоги, еще столько же времени вывозил хлам. Иногда приходили помогать дети Владимира, иногда приходилось нанимать людей за деньги, просто так работать никто не соглашался.
- Я когда уборку затеял, везде было сухо, погода солнечная, а на одном участке стены выступали капли, будто слезы. Честное слово, синагога плакала, чувствовала, что ей помочь хотят, - признается Ковальчук. - Через три дня пришел - ничего уже не было.
Обиднее всего, что его старания ценят не все. Местные власти запрещают проводить реставрацию, а некоторые горожане даже полицию вызывали, мол, раз ходит по руинам синагоги, значит, непременно что-то ворует. Однажды экипаж патрульных приезжал из пяти человек, проверяли, расспрашивали.
Знакомые Ковальчука говорят - он один из последних представителей еврейской общины города, настоящая фамилия его Гольдштейн. Ковальчук - фамилия бывшего работника магазина его родителей, который усыновил во время войны маму Владимира и дал ей свою фамилию.
|
Памятник архитектуры превратили в общественный туалет
Наверное, поэтому Ковальчук так трепетно оберегает святыню, называет свой труд каторжным, но готов продолжать.
- Вот если бы за зиму денег собрать, чтобы хоть крышу перекрыть, вода ведь затекает, - вздыхает реставратор. - Собираюсь двери поставить под старину. Бесплатно люди делают, пошли мне на встречу. А если здание полностью восстановить, в наш городок столько бы туристов приезжало, в том числе хасидов!
Пока же синагогу активно "используют" жители Брод, превратив ее в общественный туалет. Владимир вспоминает, как очередная экскурсионная группа из Израиля, выйдя из святыни, начала о траву вытирать ноги. Не сложно догадаться от чего.
Интересно, что сам Оноре де Бальзак бывал в провинциальном городке Броды. И с тех пор почти ничего не изменилось.
"Настоящее путешествие для меня должно было начаться только в Бродах, ибо я был уверен, что куда труднее одолеть сто лье, отделяющие Броды от Бердичева, чем семьсот лье, отделяющие Париж от Бродов. Сложности обнаружились очень скоро. Евреи отмечали один из своих больших праздников, а когда евреи празднуют, торговая жизнь останавливается, - описывал поездку писатель. - Камеры наших тюрем выглядят гораздо более привлекательно, чем комнаты в лучшей гостинице Брод. Прошло пять часов, прежде чем хозяин и слуги изволили проснуться".
Синагога, кстати, тогда уже была – она построена в 1742 году, но писатель о ней не упомянул.
Здание сильно пострадало после Второй мировой войны. После ремонта часть его начали использовать как склад, а второй этаж западной пристройки - как кафе на время ярмарок. Летом 1988 года произошел большой обвал постройки.
Лет тридцать назад затеяли масштабную реставрацию синагоги, чтобы использовать как картинную галерею, богатые евреи пожертвовали на это немалые средства. Но, как часто у нас бывает, деньги разворовали, практически ничего не сделав.
А Владимиру удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Кроме синагоги, где результат еще впереди, он в одиночку облагородил еврейское кладбище на 10 тысяч захоронений, покрасил забор по периметру, бесплатно реставрирует в городе старинные двери, которым около двухсот лет. И это помимо того, что параллельно занимается благотворительностью, собирает и развозит малообеспеченным семьям вещи.
|
|