"Укрзалізниця - это современное транспортное предприятие…" - именно с этих слов начинается обращение к пассажирам на официальном сайте национального перевозчика. А ниже – "Заботясь о Вашем удобстве, мы не только стараемся улучшить качество наших услуг…". Дальше можно не продолжать, потому как об улучшении качества услуг "Укрзалізниці" можно лишь мечтать.
Не окно упадет, так полка
"Ночью проснулась от стука и резкой боли в спине. На меня упала внутренняя рама, с железными реями, со шторой. Я в шоке, только сейчас понимаю, чем могло все закончиться", - рассказывала после произошедшего пострадавшая пассажирка. Вслед за рамой отвалился и карниз. Женщина вызвала проводницу, а та лишь удивилась случившемуся и убрала все, что выпало из окна.
На днях случился и вовсе вопиющий случай. В поезде Киев - Рахов на женщину свалилась верхняя полка, где отдыхала другая пассажирка. У 60-летней Надежды Поляковой раздроблены кости таза.
Но самое возмутительное в обоих этих случаях – ответ представителей "Укрзалізниці". Вину за оторвавшуюся оконную раму переложили на соседа-пассажира, мол это именно он так забирался на свою полку, что, взявшись рукой за решетку, оторвал раму. А вообще поезд, конечно, в исправном техническом состоянии. И точно такой же ответ получила покалеченная женщина, на которую упала полка с пассажиром.
- После инцидента комиссия проверила полку - она была и остается в исправном состоянии. Такое происшествие могло произойти из-за неосторожности пассажира, который находился на полке (такие случаи очень редко, но случаются). Установлено, что со своей стороны поездная бригада действовала верно, все документы оформила правильно, - прокомментировал заместитель директора департамента пассажирских перевозок "Укрзалізниці" Александр Красноштан.
Что делать пассажиру
Мы тут уже не вспоминаем случаи, когда поезд по причине неисправности может встать в поле на 5 часов (так произошло на днях с составом Рахов- Киев в Тернопольской области). Или раз пять сломаться после запуска, как пресловутый экспресс Киев-Борисполь. Или в нем холодно, или жарко, или грязно…
Что делать пассажиру? И как потом доказать, что не по твоей вине упала полка на человека?
- Запомните раз и навсегда: вы как пассажир никому ничего доказывать не должны! Как только человек зашел по ступенькам в вагон – он автоматически является застрахованным пассажиром на все время следования поезда. А это значит: что бы ни случилось с вами в поездке – вы имеете право на компенсацию, - рассказывает адвокат Иван Либерман.
Разберем на примере: вы заходите в туалет, а там мокрый пол. Поезд дернулся, и вы поскользнулись, упали и ударились локтем о раковину.
- Первое, что вы должны сделать, - вызвать к себе проводницу, - советует наш эксперт. - Затем все зафиксировать на свой телефон – и фото сделать, и видео снять. Обменяться контактами со свидетелями. Затем вызвать начальника поезда, полицию и при необходимости скорую помощь. Все это фиксируется и направляется в виде досудебной претензии. Если в компенсации по какой-то причине будет отказано или не в должной мере – идите смело в суд. Помните: не стоит бояться судиться, вы имеете полное право получить свое.
Также адвокат советует: если после полученной травмы в поезде вам необходимо принимать какие-то таблетки, болеутоляющие и прочее, сохраняйте чеки – все будет возмещено.
- Более того, если вы вышли раньше на станции для получения медицинской помощи, вам должны компенсировать и это – до места назначения вы ведь не доехали, - говорит Иван Либерман.
Не доехали
В случае с опозданием поезда необходимо писать претензию, но также фиксировать все и с проводником, и с начальником поезда.
- Предположим, человек ехал на сделку – квартиру продавать, например, или заключать важный контракт. Компания-перевозчик обязана возместить сумму сорванной сделки, - рассказывает адвокат, - вы опоздали и квартиру у вас не купили, а продавать вы ее хотели за миллион, так вот этот миллион вам и должны компенсировать.
Опять-таки, сорванная сделка должна быть зафиксирована. У пассажира должен быть меморандум с прописанными сроками или контракт о сделке с указанием даты и времени. Те же SMS-сообщения о назначенной встрече на конкретное время.
А вот в случае с тараканами в поездах – это уже в санэпидемстанцию. Снимайте на телефон "жителей" вагона и направяйте жалобу с прикрепленной копией своего билета. Они обязаны снять вагон с состава и провести необходимые дезинфицирующие мероприятия.
Слишком жарко или холодно в вагоне – сфотографировали градусник и отправили письмо в "Укртрансбезопасность".
Есть мнение
Не все так просто
Согласно "Положению об обязательном личном страховании от несчастных случаев в транспорте" каждый пассажир застрахован на 102 тыс. гривен. И даже если вы упали в поезде с верхней полки, когда с нее спускались, – имеете право получить страховую выплату.
Право-то имеете, но не факт, что выплату получите.
- Самая большая проблема в том, что "УЗ" игнорирует закон о защите прав потребителей, но доказать это никто не берется, - рассказал "КП" в Украине" координатор проекта "Поездка" Александр Бондаренко. - Этот вопрос нужно выносить на общественное обсуждение, устраивать дебаты и разбирать на куски все, из чего состоит "Укрзалізниця".
Важно помнить: что бы ни произошло плохого с вами во время следования поезда, пишите жалобу. Вызывайте к себе начальника поезда – он обязан при вас составить акт о случившемся. Желательно заручиться показаниями двух свидетелей и задокументировать случай на фото или видео.
- Пока вы пассажир поезда, вы не можете быть виноватым в том, что на вас упала полка или вы упали с этой полкой кому-то на голову, – продолжает Александр Бондаренко. - Это само по себе абсурд!
Что касается опоздания поезда, то тут следует также обратиться к начальнику поезда, который на распечатанном билете обязан поставить соответствующую отметку о задержке состава. Если же билет в электронном виде – выдать справку. Далее с этим документом нужно идти в претензионный департамент "УЗ" и ждать, пока на вас обратят внимание и выплатят компенсацию. И желательно постоянно о себе напоминать.
Самое печальное во всем этом – цены на билеты. Они растут каждый сезон, и, по словам Александра Бондаренко, к лету снова ожидается и рост цен, и дефицит билетов. А вот относительно того, ожидать ли нам улучшения сервиса и безопасного для жизни проезда в чистых, теплых и комфортных поездах - вопрос даже не поднимается…