- А почему бы и нет? - подумали в "КП" в Украине" и решили выдвинуть в президенты своего кандидата. В этот момент в офисе находился только редактор отдела "Общество" Эд Бакканский, остальные, как всегда, курили на улице. Поэтому выбор пал на него. Чем он хуже, допустим, Ильи Кивы, Дмитрия Гнапа или Владимира Зеленского? С виду порядочный, когда трезв. А когда не трезв, то для народного кандидата это даже плюс.
Все в ЦИК
По закону Эд подходит по всем параметрам. Он уже давно перешагнул необходимый для баллотирования возрастной порог в 35 лет. О чем уже достал напоминать своим ностальгическими "А вот у нас в конце восьмидесятых…". Паспорт один – украинский. Когда узнал, что идет в президенты, даже купил патриотическую обложку (с трезубцем и надписью "Паспорт казака").
Какие там еще требования? Проживать в Украине в течение последних десяти лет перед днем выборов? Без проблем. Он и из квартиры бы не выходил, но надо же выносить мусор. Государственным языком владеет так же, как и Арсен Аваков (тот считает, что говорит на слобожанском диалекте украинского, а Эдуард - на донецком).
Так как Эд у нас беспартийный, ибо кому он, кроме нас, сдался, то пополнит ряды самовыдвиженцев.
Пора собирать документы в ЦИК. Наш кандидат уже заполнил шаблонную анкету кандидата: ФИО, где родился, когда и на ком женился, есть ли дети, где трудился, проживает. Сейчас Эд завис над автобиографией. Весь трудовой путь, общественную и личную жизнь нужно поместить в текст до 2 тысяч печатных знаков. Были сомнения, что в эти 2 тысячи он свои грехи и достижения не сможет вместить, но оказалось, что знаков не хватило только на перечень грехов.
В ЦИК нужно принести и предвыборную программу "кандидата Бакканского". Знакомые политтехнологи, услышав, что мы выдвигаем кандидата, предложили свои услуги: "Две тысячи у.е. - и через три дня программа у вас на столе". О, нет, ребята – дорого! Тем более, судя по обещаниям других политиков, они тоже на этом явно экономят. Списывают лозунги друг у друга. Никакого креатива.
Например, Тимошенко обещает снизить цену на газ в два раза, Каплин – в четыре. А наш Эд заявляет: "Гарантирую. Газ в квартирах будет веселящий!" Или вот у Порошенко, например лозунг: "Армия! Язык! Вера!". У нашего кандидата тоже про язык: "Язык! Лаврушка! Заливное!".
Хотели вписать еще что-то патриотическое, типа "Мы идем своим путем", но не вспомнили, кто это сказал - Моисей или Иван Сусанин.
С миру по нитке
Увлекшись программой, мы плавно подошли к болезненному для нашего кандидата вопросу – финансовому. Во-первых, нужно заполнить е-декларацию, в которой указать доходы и имущество. На фоне конкурентов Эд - классический нищеброд: переписать на родственников может только свои недостатки. Но с другой стороны - бедный, потому что честный: воровать ума не хватило.
Во-вторых, для регистрации кандидату нужно внести денежный залог в 2,5 миллиона гривен. "Где взять такие деньжищи порядочному журналисту, обделенному любовью грантовских организаций и олигархов-покровителей, когда у тебя нет частного популярного горнолыжного курорта и ты ни дня не занимался бизнесом?" – дней десять сушил голову наш кандидат.
Думали-думали и решили организовать флешмоб под условными хештегами #дайтечестномучеловекустатьпрезидентом, #выиграюпереплюнуГолобородько, #яже лучшеЮлиПетиОлегаТолиВовы - с целью собрать "с миру по нитке" на внесение залога. Вдруг получится?
Наивные и бедные
- Ребят, ну вы и наивные. Вам нужно насобирать не 2,5 миллиона гривен, а хотя бы "лимонов" 3-5, и не гривен, а долларов. Только тогда сможете по-взрослому потягаться на президентских выборах, - на правах анонимности рассказал политтехнолог, который сотрудничает со штабом одного из топовых кандидатов на пост президента. И озвучил абсолютно недетские цифры - необходимые расходы на предвыборку.
- Итак, для кандидата потребуется офис. В столице аренда помещения, которое подойдет под предвыборный штаб, потянет в 2-5 тысяч долларов (а то и больше) в месяц. С учетом того, что выборы назначены на 31 марта, арендовать придется минимум на три месяца. Еще нужно будет хотя бы по одному помещению для штаба в каждом регионе страны. Сумма может вылиться минимум в 100 тысяч долларов. Штабы нужно хоть минимально материально-технически оснастить. А это еще 100-150 тысяч долларов. В каждом штабе должен работать хотя бы один сотрудник и хотя бы на "минималку". За три предвыборных месяца только на зарплату придется отстегнуть "соточку зелени".
- Агитация. Без нее никак. Для узнаваемости кандидат должен максимально часто мелькать в "ящике", улыбаться с билбордов и агитлистовок. Для попадания на ТВ и страницы газет нужно заплатить. Чего душой кривить, речь идет и о политической рекламе, и о "джинсе". Увы, но бесплатно кандидат с улицы вряд ли заинтересует журналистов. Конечно, можно попытаться выехать на эпатаже. Но после всяких там "дартов вейдеров" и "чубакк" журналистов будет сложно чем-то удивить. А если постоянно эпатировать, избиратель посчитает, что кандидат не дружит с головой.
- Суммы за информационную поддержку деятельности кандидата абсолютно разные. К примеру, за 500 долларов может быть показан небольшой комментарий кандидата в телевизионных новостях рейтингового телеканала, статус "гостя студии" потянет уже на 1-2 тысячи долларов, роль эксперта в политическом ток-шоу – от 5 тысяч долларов… Если коротко, то на СМИ нужно заложить хотя бы 500 тысяч баксов. Минимум столько же потянет и внешняя реклама: изготовление билбордов, аренда рекламных площадей, печать листовок.
- Раскошелиться придется и на социологию. Многие украинцы ориентируются на итоги социологических опросов, нередко предпочитая отдавать голоса за потенциальных победителей или хотя бы тех, кто имеет какой-никакой электоральный вес. А это означает, что придется заказывать проведение социальных рейтингов, договариваться с "социологами", чтобы они включили кандидата в анкеты и при проведении опроса рассказывали "Who is mister Ed?". Фирмы возьмут за такую работу 5-20 тысяч долларов. Затем данные таких соцопросов можно будет использовать в СМИ, подогревая ажиотаж, что рейтинг "темной лошадки" растет.
- Тысяч 200 долларов необходимо иметь в предвыборном бюджете для поездок кандидата в регионы. В эту статью расходов включены траты на аренду авто (да, у нашего кандидата нет автомобиля), топливо, аренду помещения, в котором будут проходить пресс-конференции кандидата и его встречи с избирателями, аренду техники (микрофоны, динамики, колонки и прочее).
P.S. И как теперь жить с этой информацией?! Только честный человек собрался идти в президенты, а его амбиции и желание помочь стране сразу же окунают в суровую реальность: без денег иди в солому спать - вход на Банковую только для толстосумов.
Эх, Эд, не быть тебе президентом. Пока не быть!
Важно! При выдвижении кандидатом ни один редактор не пострадал. Пострадало только его самомнение.