25 ноября
Загрузить еще

Обещания кандидатов в президенты - анализируем, кто о чем врет

Обещания кандидатов в президенты - анализируем, кто о чем врет
Фото: Фото: соцсети

Предвыборная президентская кампания в Украине уже фактически началась. Улицы городов увешаны бордами с политической рекламой, на ТВ все больше роликов с предвыборными обещаниями, а кандидаты ходят с одного ток-шоу на другое так часто, что хочется спросить: "Вы хоть кофе выпить между эфирами успеваете?"

И хотя в Украине должность президента не подразумевает ответственности за экономическую политику, все наперебой обещают, что при их руководстве Украина заживет не хуже, чем Европа.

Мы решили собрать самые популярные обещания политиков в области экономики и разобрать их с экспертами.

Дешевые кредиты

Наверное, самым частым обещанием является возможность дешевого кредитования. Сейчас в Украине найти кредит дешевле 20% годовых сложно. Поэтому любые разговоры о ставках, как в Европе, где они действительно зачастую не превышают 5%, находят отклик в умах потенциальных кандидатов.

Надеюсь, вы понимаете, что при инфляции в стране выше 10% и ставках по депозитам на уровне 15-18% годовых выдавать кредиты под 3% годовых всем и каждому невозможно. Ведь тогда можно будет взять кредит, положить его на депозит - и жить на проценты. Но так не бывает. Ставки по депозитам всегда ниже, чем по кредитам.

- Уровень кредитных ставок формируется исходя из инфляционно-девальвационных ожиданий населения и бизнеса, а также уровня базовых рисков, - поясняет аналитик Алексей КУЩ. - То есть, нужно обеспечить макрофинансовую стабильность хотя бы в перспективе трех лет, а также решить проблемы с защитой прав кредиторов/инвесторов, включая защиту их титулов собственности и обеспечение эффективного судопроизводства. На данном этапе понизить ставки можно лишь с помощью компенсации процентной ставки за счет госбюджета по отдельным группам заемщиков, например, для малого и среднего бизнеса. Но это локальное решение.

Так же льготные кредиты могут выдаваться по программам, которые финансируют иностранные кредиторы. Но назвать это кредитование массовым нельзя.

- Дешёвые кредиты возможны лишь в ограниченном варианте под государственные программы, - поясняет "КП" в Украине" экономист Даниил Монин. – Например, для утепления домов при сотрудничестве с ЕБРР. Но это никак не могут быть общие ставки на рынке. Инфляция в ближайшие пять лет вряд ли будет ниже 8% в год.

ВЫВОД: Если политик обещает дешевые кредиты "всем-всем-всем" – он врет. Если они и будут, то далеко не для всех.

Отказаться от сотрудничества с МВФ

В Украине представителей Фонда в последнее время активно демонизируют. Оппозиция всегда ругает власть за сотрудничество с МВФ, но приходя к власти сразу же начинает пользоваться займами международных кредиторов.

Эксперты говорят, что от услуг Фонда можно отказаться, если в страну потекут миллиардные инвестиции. Но их почему-то не видно. Может, "решительные реформы" не устраивают инвесторов?

- Если запускать реальные реформы, тогда можно будет идти на разрыв соглашений с МВФ, – поясняет экономист Даниил Монин. - Это не означает, что мы не должны вернуть им деньги. Мы и сейчас платим проценты фонду. Просто, если будет приток инвестиций, то можно не брать дешевые кредиты у МВФ, а брать более дорогие у частных инвесторов и параллельно стимулировать заход в страну иностранных инвестиций.

Что касается условий фонда, то тут, по мнению экспертов, много дров наломали сами наши чиновники, которые подписывали программу сотрудничества с МВФ.

- Украине нужен не отказ от сотрудничества с МВФ, а правильная программа сотрудничества, которая будет адекватной потребностям нашей экономики, - поясняет аналитик Алексей Кущ. – Нужно также эффективное использование кредитных средств. Кредиты МВФ - самые дешевые, но ими нужно уметь пользоваться. Так что проблема в нас, а не в МВФ. Тем более что содержание меморандума формируют обе стороны. Тут как в пословице: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

ВЫВОД: Как видите, кредиты МВФ – сами по себе не являются злом. И повышать тарифы на газ наших чиновников заставляет не Фонд, а собственные обещания сокращать расходы бюджета. Поэтому в ближайшей перспективе нам от МВФ никуда не деться, а политики, доказывающие обратное, лишь пытаются набрать политические дивиденды.

Снизить тарифы на газ

Наверное, это самый острый вопрос всей предвыборной дискуссии. Власть говорит, что если снижать цены на газ, то "придется сдаваться России". Оппозиция же настаивает, что добыча газа в Украине покрывает все потребности населения и людям его можно продавать по льготной цене. Тем более, что отечественные газодобывающие компании даже не успевают осваивать все эти свалившиеся на их голову прибыли. Для бурения новых скважин зовут иностранных геологоразведчиков, но процесс наращивания добычи не быстрый.

- Снизить тариф на газ для населения можно, при условии создания небюджетных компенсаторов, - поясняет Алексей Кущ. – Например, с помощью создания газового хаба и получения справедливой рыночной цены для всех групп потребителей, которая будет минимум на 50% ниже, чем сейчас. То есть делать микс газа украинской добычи и импортного. Плюс сокращать накладные затраты. Ведь у нас газ с немецкого хаба, который там стоит по 250 долларов за 1000 кубометров, вырастает внутри страны до 450 долларов!

А сделать, оказывается, это не сложно. Достаточно лишь убрать налоги, которые потребитель платит, открывая газовую конфорку.

- Можно частично снизить или убрать налоги, – говорит Даниил Монин. – Если, например, отменить НДС на газ и, соответственно, на тепло - это даст 16,7% экономии. И эти вопросы можно было бы обсуждать в рамках работы с МВФ.

ВЫВОД: Все упирается в договоренности с МВФ, которые украинские госчиновники сами взяли на себя, вернее, на страну. При действующей модели условий от кредиторов снизить тарифы вряд ли получится. Так что пока верить в эти обещания рано.

Вернуть заробитчан в Украину

Проблема трудовой миграции тоже не обойдет стороной любые политические дебаты. И выход здесь только один – повышать зарплаты в Украине, чтобы нашим гражданам было невыгодно ехать в Россию, Польшу или Германию. А для этого нужно не только создавать рабочие места, но и увеличивать производительность труда и перераспределять прибыль.

- Проблема Украины - не в количестве рабочих мест, с ними как раз проблем особых нет, а в трудовой бедности, когда люди, имеющие работу, не могут себя обеспечить, - говорит Алексей Кущ. - То есть сперва нужно изменить систему перераспределения добавочной стоимости между наемными работниками и работодателями.

Само же создание рабочих мест опят-таки подразумевает приход инвесторов, которым будет интересно открывать в Украине новые предприятия.

- Нужна новая экономическая политика и запуск экономического роста, - говорит Даниил Монин. - Она потребует новых рабочих мест - и украинцы вернутся. Для этого средняя зарплата должна подняться хотя бы в полтора-два раза. Это не быстрый процесс. Но в некоторых областях экономики возможно такое сделать уже сейчас. Хотя в целом первоочередным приоритетом должна стоять задача сначала остановить отток людей.

ВЫВОД: Тут все упирается в экономическую ситуацию в стране, которая требует настоящих реформ и защиты иностранных инвестиций. Это обещание исполнимо, но не сразу и при правильных реформах.

Войти в топ-30 рейтинга Doeing Business

Этот рейтинг Всемирного банка многие считают индикатором реформ. Ведь чем выше в нем страна, тем проще бизнесу вести там дела. От этого зависит и интерес инвесторов. Часто можно услышать амбициозные планы войти в топ-50 или топ-30 этого рейтинга и, мол, тогда уж точно заживем.

В этом году Украина поднялась с 76-го на 71-е место. Казалось бы, все хорошо, есть движение вверх, но если посмотреть на рейтинг, то не все так радужно.

Из стран бывшего СССР выше всех в рейтинге Doeing Business в этом году находятся Грузия (6-е место), Литва (14), Эстония (16), Латвия (19), Азербайджан (25), Казахстан (28). Даже находящаяся под санкциями Россия поднялась за год на 4 позиции - и занимает сейчас 31-е место. Следом идут Беларусь (35), Армения (41) и Молдова (47).  На одну позицию нас опережает Кыргызстан (70-е место). Ниже нас из стран бывшего Союза лишь Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. В общем, гордиться, как видите, пока особо нечем.

- Войти в топ-50 можно за счет кардинальной перезагрузки всей экономической системы, - говорит Алексей Кущ. - Нужно разрушить рентную, монопольную модель экономики и разблокировать частную инициативу. А это равнозначно тому, что все действующие политики на майдане сделают себе коллективную сэппуку (харакири. – Ред.).

При этом даже если Украина и поднимется так высоко, это еще не значит, что мы станем очень богатыми. Об этом говорит пример Грузии, которая находится на шестом месте списка.

- Я не думаю, что даже пребывание Украины в топ-30 привлечет в страну крупные инвестиции, - считает Даниил Монин. - Нужны прежде всего посадки одиозных личностей и примеры защиты инвесторов. Либо нужно запускать рост экономики. Тогда и инвестиции в страну придут.

ВЫВОД: Само по себе продвижение в рейтинге не приводит в страну инвесторов. Нужно проводить реальные реформы, которые оценит иностранный капитал. Так что и эти обещания всего лишь слова.

Новости по теме: Выборы президента-2019