На Андрея Садового нашелся свой майор Мельниченко. Когда все обсуждали, кто мог желать мести Катерине Гандзюк, в сеть попала аудиозапись разговора мэра Львова с неизвестным, где Садовой очень нелицеприятно отзывается об умершей активистке из Херсона, называет ее "стервой" и "лидером коррупции в городском совете". Сам Садовой даже не стал говорить о фальсификациях, а оперативно принес свои извинения, представившись жертвой непроверенной информации.
Большой скандал из этой истории не разгорелся, но осталась отметина, которую еще могут припомнить будущему кандидату в президенты. А таких у нас уже больше трех десятков, и до начала кампании список будет пополнятЬся. По мнению политологов выборы-2019 могут побить рекорд не только по числу претендентов на главный пост в стране, но и по мощности выброшенного против них черного пиара, где не последнюю роль станут играть современные информационные технологии.
Информацию можно снять отовсюду
Сходство "пленки Садового" с "пленками Мельниченко" в том, что разговор был записан гораздо раньше, чем предан огласке. Как признался сам мэр Львова, нелицеприятные слова в отношении Гандзюк он говорил 27 августа после публичных встреч с предпринимателями в Херсоне, а публика узнала о них только после смерти активистки. То есть, запись сделали и придержали до момента, когда она может произвести наибольший эффект. Если бы Катерина выжила, возможно, что компромат использовали бы ближе к выборам.
По словам людей, знающих современные технологии, сегодня никто не может чувствовать себя в безопасности будь то реальное пространство или виртуальное. А тем более политики, вступившие в яростную схватку за главное кресло на Банковой.
- Информацию можно снять отовсюду – с электронной почты, мессенджеров, социальных сетей, путем установки прослушивающих устройств, - говорит руководитель детективного руководитель детективного агентства "Бюро Рысь" Руслан Болгов.
С внедрением и без
По словам эксперта, обычно информацию снимают с мобильных телефонов, к которым получают доступ. Достаточно установить несложную программу. Политики люди не бедные, обычно обзаводятся штатом обслуги, которую можно подкупить.
Товарищи по партии тоже не постоянная величина – могут переметнуться к другому кандидату, заложив ему подноготную бывшего босса. Это, разумеется, теория, но от практики она не далека.
Поставить на прослушку мобильный телефон без внедрения в него "шпионских программ" тоже не такая большая проблема, как кажется. Этим занимаются специальные службы при правоохранительных органов. Ведь они тоже очень сильно зависят от политики и политиков.
Те же самые спецы из спецслужба запросто могут напичкать избирательный штаб кандидата "жучками". Поэтому Руслан Болгов советует время от времени проверять помещения, где ведутся важные разговоры, на предмет вредоносных насекомых. Стоимость услуги в среднем 10 долларов на квадратный метр.
- Правда, стопроцентной гарантии все равно не будет. Передающее оборудование может быть цифровым, может – аналоговым. К каждому нужна своя аппаратура. Лучшая защиту – это меньше говорить, - констатирует детектив.
Проще же всего взломать электронную почту. Специальные программы позволяют это делать удаленно. Стоимость такой работы колеблется в пределах от 200 до 500 долларов в зависимости от сложности. Наиболее защищенной эксперты считают Gmail, из месенджеров – "Телеграм".
Наш друг "Фейсбук" или… враг
Помните, как ярко вспыхнул секс-скандал о виртуальных домогательствах чиновника МВД к студентке киевского политеха? Сама жертва вскоре заявила, что не имеет к чиновнику претензий и все это – против него провокация.
- Устроить такую провокацию проще простого, - говорит Руслан Болгов. – Достаточно создать в "Фейсбук" аккаунт, поместить фотографию нужно человека и вести от его имени переписку в любом мессенджере.
Тем временем, несмотря на заявление студентки, многие до сих уверены, что все было на самом деле и девочку просто запугали в прокуратуре. И очень может быть, что подобные проделки возьмут на вооружения политтехнологи, готовящие оружие против конкурентов шефа. Сегодня многие политики используют "Фейсбук" как свою официальную платформу и все, что попадает от их имени или с их участием в соцсеть – проверено оно или нет, правда или неправда - многими пользователями принимается на веру сразу и безоговорочно.
Ну, и еще один маленьких штришок: стоило депутату Сергея Лещенко попасть в нетяжкое ДТП, как журналист Андрей Дзиндзя опубликовал кадры с видеорегистратора, которые якобы доказывают вину нардепа (хотя на самом деле это не так. – Ред.). А такие "глаза" у нас сейчас повсюду – на автомобилях, стенах домой, офисов, в ресторанах, на автозаправках. При желании даже без нанятых соглядатаев можно отследить, куда ездил, с кем встречался политик.
Любая антиреклама находит своего потребителя
- Без черного пиара не обходится ни одна избирательная кампания, - говорит политический эксперт Олег Посткернак. – Разве только выборы президента в 2014 году он задел не так сильно. Подготовка же к выборам-2019 во многом будет строиться и уже строится по черным технологиям. Конкуренты будут следить друг за другом в оба глаза, обнародовать и обсуждать все – что сказал, с кем виделся, спал или вместе обедал и даже, что думал. Примером такого пиара может служить, к примеру, антиреклама "Вернем своих из БПП" от имени "Партии регионов".
Безусловно, народ – он тоже не глуп, отличает правду от лжи. Но с одной стороны, мы так привыкли к тому, что политики мечут друг в друга компромат, что сошлись во мнении "все они такие". С другой стороны, любой скандал вокруг VIP-персоны интересен хотя бы потому, что разбавляет болтологию.
- Любая антиреклама имеет свою аудиторию и своего потребителя, - говорит Олег Постернак. – Даже если она не будет очень удачной, то все равно будет влиять на ход избирательной кампании.
Политолог отметил, что уже есть информация о том, что многие избирательные штабы вербуют хороших IT-специалистов как для защиты информации, так и для ее сбора.