Церковный раскол - кому теперь молиться, чтоб не ошибиться

Пять наивных вопросов о последствии разрыва отношений между РПЦ и Константинополем.

Церковный раскол - кому теперь молиться, чтоб не ошибиться. Фото: Архив «КП»

Конфликт между Российской православной церковью и Вселенским патриархатом достиг максимума. 15 октября в Минске состоялось заседание Синода РПЦ, на котором было принято решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольской православной церковью. Это значит, что священники обоих церквей больше не смогут служить совместные литургии, Вселенский патриарх не будет поминаться в молитвах РПЦ, а ее прихожане не смогут исповедоваться и причащаться в "стане недруга". Разрыв единства перед Богом.

Столь резкий шаг был ожидаем. Несмотря на поставленный в конце сентября РПЦ ультиматум, Константинополь продолжил процесс предоставления томоса Украинской поместной церкви. И вот - угроза выполнена.  

Решение Синода РПЦ вызвало растерянность у многих прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата. Как быть им? "КП" в Украине" составила пять наивных вопросов, которыми задаются наши читатели, и спросила совета у священников.

1. Должны ли прихожане УПЦ МП считать себя раскольниками?

Доцент Киевской духовной академии протоиерей Дионисий Мартышин (МП) уверяет, что о раскольничестве речи быть не может. В жизни простых прихожан ничего не должно измениться. 

- Все происходящее нужно рассматривать только в свете геополитики, - говорит святой отец. - Обычный человек должен оставаться верным христианином. Не сомневаться, не отчаиваться, не вступать в пустые споры и конфликты, а учиться у Бога любви к ближнему. Главное для верующего - это живое общение с Христом. 

Отец Дионисий отмечает, что прихожанин должен хранить верность своей церкви.

- Церковь - как супруга, данная мужчине Богом. Он любит только ее, но это не значит, что он должен ненавидеть других женщин. Так и в религии, - говорит священник. - Разные церкви идут разными дорогами, но все эти дороги приводят к Христу. 

2. Можно ли восходить на Афон?

В комментарии российскому агентству Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла, заявил, что отныне прихожане РПЦ не смогут молиться и причащаться на Афоне, поскольку это каноническая территория Константинопольского патриархата. Получается, что паломничество на Афон, о котором мечтают многие верующие, отныне считается грехом?

Отец Дионисий не согласен с таким толкованием. 

- Паломничество не может быть грехом. Для верующих Афон - это святыня святынь, большинство даже не задумываются, какому патриархату она принадлежит, - говорит доцент Киевской духовной академии. - Это земной удел Богородицы, сосредоточие божественной силы.

3. Как быть тем, кто за границей

Сегодня многие украинцы ищут заработок вне родины. Как быть человеку, если в городке, где он поселился, есть только церковь Константинопольского патриархата и он привык ее посещать.

Отец Дионисий отмечает, что тут нужно сделать для себя выбор: следовать священноначалию или богословскому учению.

- Если священноначалию, то нужно найти способ посоветоваться со своей митрополией. По богословию же человек может посещать любой христианский храм, ведь там он общается с Богом и причащается не у людей, а у Христа, - говорит отец Дионисий. - По моему убеждению, церковь должна преодолевать политизацию людей, воцерковлять их жизнь, делать чище и милосерднее.    

4. Будут ли в УПЦ КП отпевать раскольников?

В прессе получали огласку случаи, когда священники УПЦ МП отказывались отпевать умерших, получивших крещение в УПЦ КП. Может ли повториться такое со стороны священников Киевского патриархата после получения томоса?

Отец Петр Ландвитович Благочинный (КП) утверждает, что для подобных опасений нет ни малейшего основания.

- Никто не будет обращать внимание, где был крещен человек, никто не получит отказа, - говорит святой отец, настоятель храма Апостолов Петра и Павла. - Об этом не стоит и думать, не то, чтобы говорить.

5. Будут ли венчать прихожан разных патриархатов?

Петр Ландвитович просит рассеять опасения и в отношении других христианских обрядов, в частности церковных свадеб.

- Будут и венчания, и крещения. К религии не имеет отношения, к какому приходу принадлежит человек. Главное - это вера в Господа и искренность поступков, - говорит святой отец. 

Кстати

РПЦ не впервые разрывает отношения с Константинопольским патриархатом. В феврале 1996-го патриарх Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат принимает под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Через три дня РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев возобновила его. Сейчас в Эстонии две эстонские православные церкви - Константинопольского патриархата и Московского. 

Вопрос дня 

Законен ли Объединительный собор?

Следующим этапом на пути получения автокефалии должен стать Объединительный собор представителей трех ныне существующих православных церквей (УПЦ КП, УАПЦ и нескольких иерархов от УПЦ). Присутствие последних было условием Константинопольского патриарха Варфоломея, при котором он обещал предоставить Украине томос.  Но теперь Московский патриархат поддержал разрыв евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. А значит, в Объединительном соборе не смогут участвовать представители УПЦ, так как в противном случае они будут лишены сана. А если и примут, то не будут считаться клириками Московского патриархата?  

Глава Информационного отдела УПЦ архиепископ Климент подтвердил "КП" в Украине", что никого из иерархов этой церкви на соборе не будет. 

- Никто из нас не может самочинно принимать участие в таком собрании, потому что мы при епископской хиротонии давали присягу действовать только по правилам церкви. А этот собор - не каноничен. И если кто-то из иерархов УПЦ все-таки примет участие в таком соборе, то есть определенные канонические правила, которые позволяют идентифицировать их как нарушителей, - рассказал Климент. 

Но у некоторых представителей этой же церкви есть другое мнение по этому поводу. Бывший личный помощник покойного предстоятеля УПЦ Владимира (Сабодана), а ныне викарный епископ Киевского митрополита Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского патриархата.

- Этот процесс должен контролироваться той структурой, которая является у нас арбитром - Вселенской патриархией. Поскольку синод Константинопольского патриархата на последнем заседании отменил передачу Киевской митрополии Московскому патриархату, с тех пор мы можем считать, что территория Украины является территорией восстановленной митрополии Константинопольского патриархата. Все мы, собственно, с этого момента являемся на сегодняшний день клириками Константинопольской церкви, - заявил епископ Александр.

В итоге вопрос о легитимности Объединительного собора и выборов нового патриарха остается в подвешенном состоянии.   

В тему

Ситуация может измениться

Помимо самого томоса от Константинопольского патриархата Украинской церкви для ее полной легитимизации необходима поддержка большинства православных церквей мира. Сейчас их насчитывается 14. 

Самыми древними, помимо Константинопольского патриархата, являются Александрийский (Африка), Антиохийский (Ближний Восток), Иерусалимский (Ближний Восток). Самыми влиятельными считаются Константинопольский и Московский патриархаты. Большой вес имеют мнения Болгарской, Грузинской, Сербской православных церквей.

Ни одна из церквей, кроме РПЦ, не последовала ее примеру и не собирается разрывать отношения с Константинопольским патриархатом. Но некоторые официально прокомментировали свою позицию касательно автокефалии Украинской православной церкви. Так, Антиохийская и Сербская выступают категорически против. Болгарская и Польская церкви считают, что УПЦ не может получить автокефалию без консультации с поместными церквями. Грузинская церковь пока воздержалась от выводов.

А вот глава Кипрской православной церкви архиепископ Хрисостомос ІІ поддержал право Украины иметь свою автокефальную церковь. 

Со временем ситуация может поменяться в лучшую сторону для Украины. Как было, например, с Грузинской православной церковью, которая в 1917 году восстановила свою патриархию, и ни одна из поместных церквей ее не признала. Но потом спустя некоторое время она все-таки была признана в качестве патриархата и теперь признается всеми православными церквями.