За последние несколько недель наш лексикон обогатился кучей обычно редко употребляемых в повседневных пересудах церковных терминов. А сейчас только и слышишь со всех сторон - томос, синод, экзархи... А вчера Константинопольский патриархат снял с Филарета анафему. Что означают эти термины, которые вдруг стали такими важными? И что означает наложение и снятие анафемы по церковным канонам? В истории такие примеры были.
Осуждение и отлучение от Церкви
Важно понимать, что просто "анафема" и "церковная анафема" - разные термины.
Это греческое слово обозначает то, что отдано, вручено в абсолютную волю, в абсолютное владение кому бы то ни было. Но в церковном значении – то, что передано на окончательный суд Божий и о чем или о ком церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы.
Анафема – это публичное объявление отлучения от церковного общения. Применяют ее к конкретному человеку в качестве высшей дисциплинарной меры церковного наказания за тяжелые публичные прегрешения. К ним, как правило, относятся действия, направленные против Церкви – еретическое или раскольническое движение. Анафеме подвергаются также и сами богословские учреждения. Они в таком случае считаются не просто ложными, а несовместимыми с православной верой.
На простого гражданина Церковь не может объявить анафему. Скажем, если вы умышленно нанесли урон храму, она накладывается от Бога автоматически. Но в истории не раз встречались случаи нарушений канонов, когда анафеме предавали не только церковнослужителей (об этом чуть ниже).
Не пожизненный приговор
Предание анафеме не является "пожизненным приговором" - ее можно снять. Но происходит это посредством сложного юридического действия.
Во-первых, покаяние анафематствованного лица. Процесс не простой – покаяние проносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему анафему, или через лицо, им назначенное – например, через духовника.
Во-вторых, мало сказать "я каюсь" - нужно еще и доказать искренность и полноту раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви. Анафема может быть снята и после смерти – но тут тоже нужно доказать, что уже усопший под конец своих дней жил согласно слову Божьему.
Важно: снимают анафему лишь те, кто ее наложил. Свежий пример: Вселенский патриархат получил и рассмотрел ходатайство об апелляции Филарета и решил снять с него анафему. Но по канонам делать этого он не может. Максимум - направить рекомендацию РПЦ, которая и наложила на Филарета анафему.
Когда анафема снимается, восстанавливается полнота пребывания в Церкви. Единственное, что не может быть возвращено священнику, - прежний сан.
Лев Толстой и Иван Мазепа
В свое время анафеме подвергались не только богослужители, но и простые люди.
Среди самых известных случаев анафематствования значится Лев Николаевич Толстой. Его конфликт с Церковью длился многие годы – писатель отвергал большинство православных догм. И даже несмотря на что он был крещеным и по-своему верующим, в божественное происхождение Христа не верил, троичность Бога не принимал, да и вообще считал библейские сказания – набором мифов. Толстой открыто говорил и писал о том, что Церковь свои интересы ставит превыше всех остальных. В итоге в 1901 году его предали анафеме. Льву Николаевичу, конечно, было глубоко плевать на это, и покаяться или как-то попытаться снять с себя анафему при жизни он не пытался.
Одно из самых громких отлучений от Церкви связанно с гетманом Иваном Мазепой. Но этот случай – чисто политическая история. Мазепа был союзником императора Петра I, но потом гетман перешел на сторону шведского короля Карла XII. Петр I пришел в ярость и велел предать Мазепу анафеме. Плюсом ко всему приказал изготовить специально для предателя орден Иуды и чучело по образу и подобию гетмана – публично казнил в лучших традициях оккультной технологии вуду.
Странный случай с отлучением от Церкви произошел с кубинским лидером Фиделем Кастро. Понтифик Иоанн XXIII в 1962 году неожиданно объявил, что "отлучает" Кастро за кубинскую революцию. Да, революция, конечно, была, но никаких гонений на католиков Фидель не устраивал.
По окончании "холодной войны" кубинский лидер дважды приезжал в Ватикан и встречался с Папой Римским. После чего католическая Церковь объявила, что никто Фиделя анафеме не предавал, мол, что-то напутали. Но якобы существуют документы, доказывающие абсолютно обратное и об отлучении заявлял лично архиепископ Дино Стаффа. Как бы там ни было, этот "статус" не помешал Кастро лично встретиться с Папой Римским Бенедиктом XVI во время его апостольского визита на Кубу.
Как "наказывают" в других религиях
Анафема как форма наказания высшей церковной степени присуща всему христианству. Но и в других религиях есть свои "кнуты", только под другими названиями.
Так, в иудаизме высшей мерой осуждения считается херем – полное исключение порицаемого еврея из общины.
Постоянно враждующие течения в исламе прибегают к процедуре отлучения от веры – такфир. Слово означает "неверующий" и считается не просто оскорблением, а поводом даже развязать войну. Отлучению от веры подлежит тот человек, который отрицает фундаментальные положения ислама.
Но и в исламе, и в иудаизме, судя по всему, нет процесса помилования, как у христианства.
Словарь "КП"
Общаемся на церковные темы правильно
- Автокефалия – самовозглавление – административная независимость Поместной церкви, право избирать своих епископов.
- Анафема - отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклон в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
- Догмат – богословские формулировки основных положений христианской веры. Проще говоря – божественная истина или доказательство божественного существования.
- Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека; средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.
- Икономия – принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства.
- Церковные каноны – правила, определяющие порядок жизни православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).
- Поместная церковь - полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под "поместной" часто понимают Церковь автокефальную.
- Раскол – нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догмах и таинствах, но по обрядовым, календарным или юрисдикционным мотивам. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками.
- Священный Синод – орган высшего церковного управления.
- Ставропигиальный - "крестоутвержденный" монастырь – монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху. Название обусловлено тем, что крест в главном храме такого монастыря, находящийся позади престола, водружали лично патриархи.
- Томос – указ предстоятеля поместной православной церкви, касающийся важных церковных устройств. Путем издания томоса церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия.
- Экзарх - в православии и католицизме титул главы отдельного церковного округа.