Сегодня, 5 октября, в мире, по инициативе ООН, отмечается Всемирный день учителя. Об этой нелегкой профессии снято много фильмов, и, что немало важно, написано много литературных произведений. В
В своей подборке мы решили обратить внимание на книги писателей с педагогическим стажем, которые мудро и увлекательно рассказывают читателям о нелёгком, полном поисков и открытий труде учителя.
Кэндзиро Хайтани "Взгляд кролика"
Хайтани написал несколько книг для детей, среди них — "Взгляд кролика", роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа — молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо — молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: "Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами".
Чтобы "заглянуть в глаза" Тэцудзо, молодой учительнице придётся многое преодолеть, и брезгливость к мухам — не самое сложное.
В книге есть и проблемы детской жестокости, и взрослой черствости, и вопросы солидарности в обществе, и претензии к системе образования, которая с трудом принимает не таких, как все. "Взгляд кролика" написан языком детской книги — для взрослых.
Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"
Роман писательницы Бел Кауфман, известный многим по одноименной экранизации, стал культовым для американских учителей 1960-х.
Роман "Вверх по лестнице, ведущей вниз" был издан ею в 1965 году, в возрасте 54 лет. Но описывается в нём история совсем молодой учительницы, отчасти автобиографичная, которая приходит преподавать в непривилегированную школу к самым обычным подросткам.
"Отношения учителя с учеником — это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчуждённостью", — говорится в книге. Вот главная героиня, Сильвия Баррет, и балансирует на этом канате всю книгу. И не только между дружелюбием и фамильярностью. Оказывается, что работа в школе в принципе — это сплошное хождение по канату, балансирование между личным участием в своих учениках и требованиями системы массового образования.
Даниэль Пеннак "Школьные страдания"
Судя по многочисленным отзывам в Сети, книга французского писателя Даниэля Пеннака стала "бальзамом на душу" всем родителям школьников, с трудом вписывающихся в школьную систему и хватающих постоянные "двойки".
Сам Пеннак был в школе двоечником, а потом стал известным писателем. И учителем. Об этом своём опыте он и рассказывает в "Школьных страданиях".
В отличие от многих других учителей, Пеннак прекрасно помнит, что такое — вечно отставать в учебе, слушать от взрослых упрёки, видеть их сомнения в твоей полноценности. Поэтому в своей работе с "трудными детьми" он оказывается очень продвинутым учителем, потому что точно знает, что безнадёжных двоечников в природе нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Педагог с полувековым стажем: "Рассматривая детей в автобусе, могу определить, кто как будет учиться"
76-летняя учительница начальных классов из Запорожья воспитала не одну семейную династию.