Боливарианская Республика объявила масштабную экономическую реформу. Национальная валюта девальвирована на 96 процентов, резко снижаются социальные льготы для беднейших слоев населения, введенные щедрой рукой прежнего президента Уго Чавеса, - денег на их поддержание в бюджете больше нет. Наконец, государство прекращает дотировать сверхнизкие цены на бензин, которыми доселе славилась Венесуэла. Литр автомобильного топлива пока еще стоит всего 6 боливаров (по черному курсу это почти одна тысячная американского цента). Только представьте - заправить полный бак обойдется меньше копейки! Но теперь правительство планирует с сентября поднять цены на топливо не в один или два раза, а в миллион - "до международного уровня".
ИЗБАЛОВАННЫЕ ДАРМОВЩИНКОЙ
- Ну вот скажи на милость, что я буду делать, если они поставят "международные цены"? Неужели придется заправляться за пару десятков долларов?! - Стоматолог Хосе ловко орудует у меня во рту своими инструментами, попутно рассуждая о венесуэльских проблемах "в мировом масштабе". Прерывать человека со сверлом в твоем рту не особо хочется, поэтому я покорно мычу.
- Сейчас они поднимут цены на бензин, а завтра придется платить за "коммуналку" по полной, а у меня в квартире три кондиционера круглосуточно работают, да еще и компьютер вместе со стиралкой.
Как Хосе, в Венесуэле думают многие. Дешевое топливо, как и дешевые электричество, водоснабжение и газ, здесь такая же привычная вещь, как спички и мыло, и жители даже не задумываются, что горючее может чего-то стоить. Государство исправно субсидировало низкие цены на бензин, поэтому венесуэльцы задешево ездили по плохим дорогам к пустым магазинам.
Власти пока не уточнили, что имеют в виду под "международным уровнем", но местные газеты уже опубликовали графики, из которых выходит, что соседи Венесуэлы по региону платят в среднем доллар за литр.
- Машину я не продам и ездить меньше не стану, хотя, конечно, это будет грабеж, - рассуждает мой знакомый адвокат Мигель, попивая маррон (так здесь называют капучино) в кафе, где кусок торта по стоимости равен официальной минимальной зарплате в Венесуэле. - Надо было в свое время покупать малолитражку, как в Европе.
Понять Мигеля можно - как и многие жители Боливарианской Республики, накопившие деньги на автомобиль, он предпочел купить огромный внедорожник, который жрет по 20 литров на 100 километров. Когда полный бак стоил дешевле банки пива, о таких вещах, как экономичность, просто не задумывались.
Тяжелее всего придется беднякам, которые тоже владеют прожорливыми "американцами", но другого рода. Речь идет о многоцилиндровых машинах 70 - 80-х годов. Глядя на то, как эти "звери" рычат на старте, создается ощущение, что их владельцы специально подгоняют свои болиды под стандарт "минус Евро-2", настолько черный и "ароматный" дым вырывается из выхлопных труб. Что будет с этой категорией автолюбителей - самый большой вопрос, но у правительства уже есть ответ…
ТОПЛИВО ПРОТЕСТА
- Если этот долбаный проезд вырастет хоть на боливар, я вас всех к чертям сожгу! - кричит женщина в выцветшем платье на одном из митингов, которые сотрясают сейчас столицу страны Каракас. Город живет своей жизнью, и как-то не замечаешь, что в среднем ежедневно в нем проходят 3 - 4 забастовки, а по всей стране, согласно данным Венесуэльского наблюдательного совета по социальной конфликтности, организуется по 30 акций протестов. Бастуют все - учителя, врачи, работники торговли и представители других профессий. Требуют прибавки к жалованью, протестуют против урезания льгот. Но это все куда ни шло. Другое дело - бензин! От него зависят цены на транспорт, которые потянут за собой и цены на продукты, на все виды услуг.
Один раз цены на топливо уже поднимали - это произошло в 1989 году, когда тогдашний президент Карлос Андрес Перес начал резать госрасходы, в том числе субсидии на горючее. Стоимость бензина возросла в два раза, и по столице прокатилось "Каракасо" - так окрестили волну восстаний городской бедноты, которая жгла машины и нападала на полицию. В итоге с помощью армии волнения подавили. По официальной статистике, погибли 276 человек, правозащитники говорят о 3 тысячах жертв.
Чтобы не повторить "Каракасо", власти пообещали, что субсидии сохранятся, но только для тех, кто прошел обязательную перепись автотранспорта и получил электронную "карнет де ля патриа" ("карточку родины"). Она дает право получать льготы на бензин, а также бесплатные продуктовые наборы, скидки на лекарства и школьные товары. Кроме того, государство обещает, что стоимость проезда на общественном транспорте не вырастет.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
В вашу тару не наливаем
Ежегодно дотации на бензин сжирали по 5 - 6 миллиардов бюджетных долларов, притом что золотовалютные резервы республики сейчас - меньше $9 миллиардов. Такая ненормальная ситуация наносит колоссальный ущерб стране. Местные жители жгут топливо, не думая о какой-либо экономии и порой даже переплачивая за него в десятки раз, - им лень искать мелкую купюру.
Соседняя Колумбия вообще организовала на этом отдельный бизнес - в Венесуэле барыги скупают бензин, нелегально перевозят его к себе и продают на обочинах колумбийских трасс. Когда я спросил таксиста, гоняют ли этих контрабандистов местные власти, он лишь пожал плечами: "Зачем же мешать людям зарабатывать?"
Дальше откладывать повышение цен на автомобильное топливо было нельзя. Однако слухи и нехватка информации уже вызвали панику на АЗС столицы. Я отправился на заправки Каракаса, чтобы своими глазами убедиться, как обстоят дела. Да и машину пришло время заправить...
Увы, картина предстала безрадостная. Практически на всех АЗС тянулись длиннющие - на сотни метров - очереди. Не найдя доступную заправку, решился напрямую попросить хотя бы пару литров, чтобы дотянуть до дома. Канистры с собой не было, поэтому в ход пошло обыкновенное пластиковое ведро, которое я купил накануне по просьбе жены.
Заправщик пришел в ступор при виде гринго с ведром, просившего нацедить заветного бензина. Но горючего мне все равно не дали, объяснив, что у работников АЗС есть жесткий приказ - заливать только баки машин. К тому же нужный мне 95-й уже несколько дней на заправке не появлялся, все довольствуются 91‑м. В итоге пришлось отстоять на другой АЗС от звонка до звонка.
Станут ли огромные очереди и дефицит топлива типичными для Венесуэлы - покажет время, но пока что ее жителям придется попрощаться со званием страны с самым дешевым бензином в мире.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Цены в сентябре: Радуют только лук, свекла и морковь
Что в сентябре подорожает, а что подешевеет