Этим летом случилось знаковое событие – в одном из городов "Укртелеком" начал заменять стационарную телефонную связь мобильной. У многих еще рука не поднимается отказаться от проводного телефона, но уже понятно, что цифра окончательно убивает аналоговые услуги и через 3-5 лет обычные телефоны начнут отключать, как сейчас это происходит с аналоговым телевидением. Поэтому мы спрогнозировали, как будет меняться наша жизнь из-за новых технологий.
Всеобщая мобилизация
Когда большевики захватывали власть в 1917 году, то первыми их целями стали почта, телефон и телеграф. Именно о таких целях успешного восстания говорил Владимир Ленин.
До наших дней телеграф не дожил. В Украине от этой услуги официально отказались в прошлом году, заменив услугой электронное сообщение. Суть ее в том, что вы через интернет отправляете сообщение в Укрпочту, а та уже доставляет его адресату. Правда, на сколько такая услуга жизнеспособна в то время, когда у всех есть мобильные телефоны, неизвестно.
В привычном для начала 20 века смысле телефон тоже отмирает. По крайней мере, "Укртелеком" начал заменять стационарные телефоны на беспроводные. Номер телефона пользователя, а также абонплата при этом остаются прежними. Меняется только принцип подачи сигнала абоненту. Вместо проводов будет мобильная сеть. Пока что такой эксперимент проводят на Днепропетровщине и, если он пройдет удачно, то нововведение начнут распространять по всей Украине.
Для того, чтобы не пугать пожилых людей, новый телефонный аппарат сделали очень похожим на традиционный домашний телефон. Его отличием является то, что у него внутри установлена чип-карта мобильного оператора.
Цель проекта – это уменьшение расходов на обслуживание телефонных линий. Часто телефонные кабели воруют и сдают на утиль. По прогнозам компании, для полного перехода с аналоговой связи на цифровую может понадобиться около пяти лет. Кабели, которую останутся от стационарных телефонов планируют использовать для проведения интернета, а, если это не понадобиться – демонтируют.
Еще одна услуга, пропажу, которой, похоже, никто так и не заметил - стал массовый отказ людей от радиоточки. Причем, "Укртелеком" даже не хочет отключать людей от них. Видимо, прислать мастера стоит дороже, чем обслуживать полуживую сеть.
- Я написала заявление на отключение от радиоточки несколько лет назад, - рассказывает пенсионерка Алла Николаевна. – Но радиоточка до сих пор работает.
В общем, из трех пунктов, которые собирались в начале века захватывать большевики, осталась разве что почта. Но и она уже практически не выполняет функции доставки писем, а превратилась в пункт передачи товаров от интернет-магазинов покупателям.
От общего к частному
Так же существенные изменения происходят в сфере ЖКХ. Когда-то со стоимостью энергоресурсов никто не считался и поэтому строились огромные ТЭЦ, которые грели все здания города от завода или школы до больницы или обычной многоэтажки. Но в последнее время все это наследство Советского Союза начало изнашиваться. Шутка ли почти 30 лет прошло. И многие города уже попросту стали отказываться от централизованной подачи горячей воды.
По сути, централизованная подача горячей воды осталась только в крупных городах. Но и это похоже не надолго. На днях вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко заявил о необходимости отказа от централизованного горячего водоснабжения. По мнению чиновника, заменить централизованное горячее водоснабжение в Украине можно автономным домовым, квартальным или районным.
"Во многих городах на сегодняшний день уже практически централизованное водоснабжение отсутствует", – сказал министр. Зубко подчеркнул, что окончательное решение о выборе варианта водоснабжения должны принимать органы местной власти.
Если местные власти примут такое решение, то каждому дому придется решать проблему подогрева воды самостоятельно. Можно ставить небольшой теплопункт на один или несколько домов, а можно всем квартирам самостоятельно решать проблему с установкой бойлеров. Правда, в этом случае остается открытым вопрос, выдержат ли местные электросети такую дополнительную нагрузку.
Кстати, в последнее время наблюдается интересная тенденция и в сфере отопления. В новых домах, где каждая квартира может самостоятельно регулировать потребление тепла, в период межсезонья многие жильцы греются за счет кондиционеров. Дело в том, что при температурах 0…+10 градусов по Цельсию, а такая температура частенько бывает даже зимой, выгодней использовать кондиционер. Дело в том, что он производит около 3 Квт тепла, тратя на его производство всего 1 Квт*ч электроэнергии. То есть, он в три раза более энергоэффективен, чем обычный электрообогреватель. Правда, когда на улице начинаются минусовые температуры, то кондиционеры отказываются так эффективно работать. Только дорогие модели могут греть до -15 градусов и эффективность их приближается к обычному обогревателю.
Такое положение вещей, будет способствовать тому, что более обеспеченные люди будут перебираться в дома с квартирами, которые имеют возможность автономно включать или отключать теплоснабжение. А старые районы будут превращаться в дома, где проживают пенсионеры и люди на субсидиях.
В Прибалтике эту проблему решали за счет энергомодернизации зданий. Их утепляли, ставили индивидуальные теплопункты, делали подводку тепла к каждой квартире отдельно. Правда, удовольствие это не из дешевых – обходилось в 250 евро за квадратные метр. Но под такие программы выделялись целевые средства и ОСББ могли брать долгосрочные льготные кредиты, которые выплачивались за счет повышенной платы за квартиру. При этом, экономия на отоплении превышала эти выплаты.
Как изменится город
Со временем новые технологии будут менять и облик украинских городов. Для того, чтобы понять, что нас ждет через несколько лет достаточно посмотреть на всевозможные рейтинги "умных городов" и разобраться, какие передовые новшества внедряются в самых продвинутых мегаполисов. Большинство из них касаются транспорта, количество которого из года в год растет, а дороги шире не становятся. Поэтому основные фишки касаются проката личного транспорта и каршеринга.
Сейчас в столице появилась первая сеть велопроката, когда любой человек может зарегистрироваться через приложение и брать велик на специально оборудованных станциях. Чтобы закончить поездку двухколесного нужно оставить на любой другой станции. Подобные схему действую во многих городах Европы и ничего нового в этом нет. Но как говорят футурологи, будущее за системой проката, которая не привязана к определенным станциям. То есть вы можете бросить велосипед или скутер в любом месте, а другой пользователь его подберет за вами, потому как месторасположение транспортного средства будет отображаться у него в приложении. Например, две китайские компании, внедрившие эту систему в жизнь, всего за полгода сумели увеличить число своих пользователей в 40 раз — с 10 до 400 миллионов.
Так же будут развиваться сервисы для совместных поездок. Такие приложения дают возможность нескольким пассажирам скооперироваться и "оседлать" один автомобиль для передвижения в подходящем направлении. Сервис помогает выбрать оптимальный маршрут, сравнивая заявки с данными о наличии свободных мест.
Будет развиваться и каршеринг по типу того, что сейчас работает с велосипедами или скутерами. Вы находите ближайшую припаркованную машину и пользуетесь, оплачивая только время поездки.
По некоторым оценкам, каршерингу в его нынешнем виде осталось жить недолго. Ситуация изменится уже через несколько лет, с появлением машин-беспилотников. Тогда, предрекают исследователи, каршеринг сольется с онлайн-такси и породит новый вид городских поездок — роботакси.
Скорее всего это приведет к тому, что личный автотранспорт станет невыгодным и постепенно люди начнут отказываться от собственных авто.