Из-за блокады начнется загрязнение воздуха и воды
Дрогобыч – второй город в области по величине и количеству населения после Львова. Во Львове мусорные скандалы утихли – город потихоньку подбирается к строительству мусороперерабатывающего завода. А в Дрогобыче, наоборот, ситуация накаляется. Еще в конце января жители села Броница в 15 км от районного центра перекрыли дорогу к свалке – поставили блокпост и круглосуточно дежурят, не пропуская машины. На свалку за селом, примерно в трех километрах от него, свозили отходы с Дрогобыча и окрестных сел. Теперь везти их некуда – мусорные кучи остаются разлагаться в райцентре и других населенных пунктах. Жаркий август, вонь, мухи, после дождей зловонные потоки растекаются вокруг мешков с мусором. Выхода дрогобычские власти пока не нашли. Знают - нужно уговорить селян дать проезд, но сделать это пока никому не удалось – ни властям, ни атошнику, который объявил из-за действий селян сухую голодовку, ни жителям Дрогобыча, которые пытались образумить соседей. Районный центр в блокаде – мусор везти некуда.
- Часть вывозят на другие полигоны в области, но с этим проблемы – после закрытия Грибовичской свалки все площадки загружены львовским мусором, - отмечают "КП" в Украине" в Львовском облсовете. – Часть вывозят в соседние области.
Селян понять можно – свалку у себя за окном никто терпеть не хочет. Полигон размещается в трех километрах от села, но запах все равно заносит ветром – забыть о мусоре по соседству сложно. Это не первый протест – селяне устраивали народный бунт из-за свалки и пять лет назад, и десять.
- Нас волнует будущее – сегодня мы еще можем пить воду из колодцев, а через год что будет? – говорят местные.
Настаивают, что свалку нужно закрыть. В областном совете говорят – если людей волнует экология и сохранность их здоровья, то следует начать пускать работников на свалку.
- Чтобы не образовывались газы, нужно пересыпать мусор землей, чтобы инфильтраты не попали в подземные воды, а оттуда – в колодцы, нужно постоянно работать на этом объекте, - отмечает "КП" в Украине" депутат Львовского областного совета Андрей Ковч. – Они сами себя ставят под угрозу. Эти работы до блокады проводились, а в конце прошлого года выделили около пяти миллионов гривен на его рекультивацию. Их не успели даже потратить на это, так как селяне начали блокаду.
Из села будут вывозить в соседний район
Некоторые жители Дрогобыча подозревают, что дело не в этом – просто селяне и сами могут зарабатывать на мусоре, пропуская туда машины платно. А если свалку оградят забором, как планируется в горсовете, то их денежные перспективы полетят в тартарары. Им предлагали разные плюшки – от рекультивации свалки до ее передачи им в собственность, чтобы село могло зарабатывать на мусоре официально. Пока свалка в ведении райцентра. Но Бронице не нужно ничего – только, чтобы мусоровозы убрались навсегда.
В Броницком сельсовете говорят – свой мусор на эту свалку тоже не везут. Куда девают? Говорят – сортируют, сдают металл и стекло, органику – на удобрения.
- Пока вообще никуда не вывозим, но договорились с Самбором – будем туда возить, - отмечает "КП" в Украине" сельский глава Броницы Григорий Демкив. – Свалка работает с 1983-го года, исчерпала ли она свой ресурс, пусть скажут специалисты, я не эксперт в этом. Она не впритык к селу, в принципе. Но люди имеют право на выражение протеста.
Сам сельский глава старается сохранять нейтралитет – или делает вид. Не может его не касаться эта проблема.
Мэр обратился к области за помощью
Дрогобыч понемногу обрастает небольшими свалками, которые вырастают то тут, то там. Жара, дожди – все условия для беспрепятственного размножения всякой заразы.
На этой неделе мэр Дрогобыча Тарас Кучма решил – в одиночку город не справится, нужно просить помощи у области, чтобы выйти из мусорного кризиса. Обратился к главе Львовской облгосадминистрации с просьбой объявить Дрогобыч зоной экологического бедствия в связи с мусорной блокадой. Такое обращение Тарас Кучма отправил со всеми документами в профильный департамент администрации.
- В пределах действующего законодательства Дрогобыч имеет право рассчитывать на поддержку со стороны государства, так как в течении полугода никакой реакции не было, - отмечают мэр Дрогобыча.
Также власти призвали правоохранителей притянуть к ответу тех, кто блокирует дорогу на свалку. Кстати, есть решение суда, которое запрещает блокировать проезд на полигон. Оно не выполняется.
- А полиция пока - "с народом", - говорит "КП" в Украине" житель Дрогобыча Алексей. - Теми, кто построил баррикады на пути к свалке. Там появляется только кто-то из властей, народ из Дрогобыча приезжает редко и по одиночку. А если приедут тысячи людей против этой кучки селян? Интересно, на чью сторону тогда встанут наши копы.
Силой отвести местных тетенек под белы руки в сторонку, пока проедут мусоровозы, обычные жители и сотрудники коммунальных служб пока не рискуют. По их мнению, как раз это должна сделать полиция.
- После решения суда они могут не только увести участников блокады с дороги на свалку, но и пригласить их в райотдел для дачи показать и открыть уголовное производство против них, - говорят жители Дрогобыча.
Народ больше по привычке ругает власть и винит в мусорных кучах на улицах других – только не себя. Власти, как раньше было во Львове, общаться на эту тему с журналистами не спешат. Понемногу людей учат сортировать мусор. Во Львове о необходимости сортировки заговорили вслух тоже только после трагедии на Грибовичской свалке.
Нужно строить мусуороперебатывающий завод
Выход один, если не откроют проезд к свалке, такой же, как и во Львове и во всех других городах, которые могут оказаться на месте этих - построить мусороперерабатывающий завод. Но это уйдет лет пять, если сейчас начать.
- В радиусе 50 км от Дрогобыча живет до 300 тысяч населения, - говорит "КП" в Украине" депутат Львовского областного совета Андрей Ковч. – Небольшой завод мог бы разместиться в любом из тамошних городов – или Дрогобыч, или Трускавец, или Борислав. В Берлине есть мусороперерабатывающий завод, и он людям не мешает. Облсовет дает сортировочную линию, которая поможет отсортировать мусор и тем самым уменьшить его количество. Самое главное – это сортировка, если мы идем в Европу.