Бизнесмены о локдауне: С атмосферными пабами можно попрощаться

Но хуже всего ситуация с выживанием кинотеатров.

УНИАН

На сегодняшний день в киевских больницах находится более 3300 больных коронавирусом. Заполненность койко-мест давно перешагнула 70-процентный рубеж. А за последние сутки в больницу попали еще 148 человек. Тревожные цифры подтолкнули столичную власть вновь пойти на локдаун. 

Карантинные ограничения вступят в Киеве в силу с 00.00 20 марта, в ночь с пятницы на субботу. И продлится до 9 апреля. А это значит, что вновь закроют театры, музеи, концертные залы, торговые центры, а спортивные соревнования будут проходить без зрителей. Но выдержит ли бизнес очередной третий нокдаун?

Общепиты переживут, а пабам не позавидуешь

Когда год назад ресторанная сфера впервые столкнулась с таким понятием, как локдаун, бизнесмены попытались войти в положение, постарались не увольнять сотрудников и "играли" в готовку еды на вынос. Но сегодня ситуация совершенно иная – в ресторанной сфере устали подсчитывать убытки. Энтузиазма, который помогал пережить первый локдаун, нет и в помине.

- Если год назад бизнесмены играли в добреньких и платили своим сотрудникам полные зарплаты, а параллельно пытались наладить доставку, то теперь все гораздо более прагматично, - говорит "КП" в Украине" директор аналитического центра "Рестораны Украины" Ольга Насонова.

Для ресторанного бизнеса новый локдаун - это, простите за вульгарное сравнение, - резкий и большой облом. Пережив новогодний карантин, заведения общепита надеялись, что с началом вакцинирования и традиционным весенним падением темпов заболеваемости они смогут наверстать упущенное. Ведь, по словам нашего эксперта, после зимнего локдауна люди стали активно ходить в заведения. А 8 марта вообще прошло на ура. И вдруг опять закрытие.

- Рестораны вынуждены вновь вернуться к режиму работы на вынос и доставку. Но, как показала практика предыдущих локдаунов, это подходит далеко не всем заведениям. Особенно это касается атмосферных заведений вроде баров и пабов, куда люди ходят за настроением, а не за продуктами, - продолжает Ольга Насонова. – Многие постараются законсервировать свои предприятия. Ну а кто-то, конечно, может и не выжить, потому что им нечего готовить на вынос, и они просто не потянут аренду.

Пожалуй, единственные, кого ситуация затрагивает не критично, это общепиты по типу McDonald`s. Они отлично работают как на доставку, так и на вынос. Эти заведения заточены под быструю выдачу продукта и не несут никакой атмосферной составляющей. Бигмак остается бигмаком хоть в офисе, хоть на лавке в парке.

Не исключено, что ряд заведений пойдут на риск попасть под штрафные санкции и продолжат работать в закрытом режиме "только для своих". Как, например, в свое время происходило с рестораном "Велюр".

Фото: REUTERS

"Кина не будет". Где-то навсегда

Кинотеатры за последний год пострадали больше всех. Отчасти это даже не совсем справедливо. В кинотеатры и раньше ходило не так много народа, а теперь зрителей – кот наплакал. С субботы не станет и их.

- Если рестораны могут работать на доставку или на вынос, то нам каждый локдаун приходится закрываться полностью, и это бьет по нашей стабильности. Даже там, где есть зеленая зона, нам приходится работать с соблюдением карантинных ограничений. Поэтому мы пострадали больше всех, - говорит руководитель департамента коммуникаций сети кинотеатров Multiplex Катерина Зосина. - Мы многократно старались донести властям и зрителю, что у нас безопасно, и это подтверждено международными исследованиями. У нас стоят мощные вытяжки и современные вентиляционные системы, повсюду соблюдается строгий масочный режим. Люди снимают маски только поесть попкорн. У нас точно безопаснее, чем в тех же ресторанах и уж тем более чем в общественном транспорте.

Multiplex на сегодняшний день погряз в долгах, чтобы не потерять свои кинотеатры, ему приходится прибегать к кредитам, а также дружеским договоренностям с партнерами. О работе на прибыль в ближайшее время не идет даже и речи.

Сейчас основные усилия сконцентрированы на то, чтобы пройти нынешний период без потерь. Но с каждым локдауном делать это все сложнее, особенно когда он наступает резко, как сейчас. Ведь городские власти предупредили о закрытии лишь за два дня до вступления в силу жестких ограничений, что наносит еще один удар по мобильности и уменьшает время для маневров как самому бизнесу, так и простым сотрудникам. Было бы оптимальным предупреждать хотя бы за неделю-две.

Что же касается малых кинотеатров, то, по данным Multiplex, сейчас ежемесячно закрывается 2-3 кинотеатра в разных городах Украины.

Спортзалам приходится непросто 

Ситуация в спортивных залах не такая критичная, как у кинотеатров, но чем-то похожа на ресторанную. Большие сети спортивных клубов за счет своих финансовых и интеллектуальных ресурсов справляются с выпавшими на их долю испытаниями. Но главной трудностью для них стало резкое падение за последнее время количества посетителей. 

- Часть людей по каким-то причинам решила не ходить в залы, часть - болеют, часть - опасаются заболеть. Естественно, что в общей сложности это повлияло на количество посетителей, - рассказали нам в сети спортивных клубов "Атлетико". - Точных цифр мы сказать не можем, но посетителей в залах значительно меньше. И это накладывает определенный отпечаток и на доходы.

Спортзалы еще ждут разъяснительную информацию относительно массовых занятий. Их и так нет - люди приходят поодиночке. А скрининг, дезинфекция и соблюдение дистанции уже стали привычными.

Другое дело - небольшие бюджетные спортзалы, которые держат фоповцы. Их, похоже, ждет незавидная судьба. Они не приносят больших прибылей, а аренду платить надо.

КСТАТИ

Продуктовые рынки власти решили в этот раз не закрывать. А промтоварные работать не будут.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коронавирус-мутант: британский атакует мужчин, южноафриканский - уже переболевших, а бразильский очень заразный