И снова "до свидания!"
"Информповоды" от министра инфраструктуры Владимира Омеляна уже затерты до дыр, но, тем не менее, каждый раз вызывают новую волну сарказма (когда его жена в очередной раз "случайно" рожает в США), смеха (когда он снова принимается рассказывать про гиперлупы) и раздражения (когда он опять делает громкое заявление относительно прекращения железнодорожного сообщения с РФ).
На этот раз Омелян выбрал РФ, поскольку смеяться над "гиперлупными" перспективами Украины уже реально все устали.
"Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой", - сказал министр, как отрезал.
Напомним, что это далеко не первое подобное заявление Омеляна. В декабре 2017-го он также безапелляционно заявлял, что транспортное сообщение с Россией нашей стране ни к чему, и в случае отказа от него страна не понесет никаких убытков.
Правда, в связи с этим возникает несколько вопросов.
1. Когда и кем были сделаны расчеты, что убытков не будет?
2. Со времени того памятного заявления Омеляна прошло уже 8 месяцев – почему эти расчеты до сих пор не обнародованы?
3. Какие украинцам будут предложены альтернативы?
Одна политика – никакой экономики
Эксперты, опрошенные "КП" в Украине", единодушны: выгода для государства, мягко говоря, весьма сомнительна, а уж если называть вещи своими именами, ее просто нет!
По словам экономиста Александра Дудчака, складывается впечатление, что Украина стремится стать "великим тупиком", делая все возможное, чтобы любые виды транзита через страну были прекращены.
"Это просто замечательно, что Украина так настойчиво и планомерно поднимает экономику дружеской Беларуси, - говорит Дудчак. - После разрыва прямого авиасообщения Минский железнодорожный вокзал уже два года смотрит с завистью на Минский международный аэропорт и ждет своего подарка от Украины".
"Торговые отношения с РФ сохраняются, соответственно, доставка тоже должна осуществляться, - отметил в комментарии "КП" в Украине" юрист Андрей Вигиринский. – Мы покупаем в РФ уголь, удобрения, металлы и еще десятки наименований товаров, которые частично или полностью доставляются железной дорогой. Поэтому, делая подобные заявления, министру было б неплохо предложить вариант, при котором доставка не станет более дорогой, но таких вариантов просто нет. От прекращения прямого авиасообщения с РФ выиграла только Беларусь, и можно прогнозировать, что такая же история ждет и грузовой поток: грузы пойдут к белорусам, а от них в РФ. Какой в этом смысл? Если заявление касается перемещения людей - к родственникам, на заработки – то просто эти поездки станут дороже и неудобнее. Любые действия должны иметь цель, но цели Омеляна мне непонятны".
Впрочем, чтобы лучше понять цели Омеляна, которые, действительно не так очевидны экспертам, привыкшим руководствоваться экономической целесообразностью, можно обратиться к биографии нашего министра инфраструктуры (подробнее см. В тему).
"Это сугубо политическое заявление, и данный вопрос лежит вне экономической плоскости, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. – И первое, что было б неплохо сделать, - это узнать позицию "Укрзализныци", особенно учитывая, что она не находится в подчинении Мининфраструктуры, а управляется Наблюдательным советом".
Интересный момент: несмотря на то, что Омелян еще в декабре заявлял о том, что над проектом по прекращению железнодорожного транспортного сообщения с РФ уже работают специалисты "Укрзалізниці", наши источники в самом ведомстве утверждают, что данное предложение с "Укрзализныцей" до сих пор не обсуждалось.
Эксперты напоминают, что у Омеляна, как у министра инфраструктуры, задача прямо противоположная: развивать инфраструктуру, проводить переговоры и расширять связи, ведь транспорт создан для того, чтобы объединять, а не разъединять.
Тот же гиперлуп, который так полюбился нашему Омеляну, работает только там, где развита инфраструктура, поэтому прежде всего надо развивать транспортные системы, а не разрушать то, что работает.
Мнение
"Нет базовой стратегии построения взаимоотношений с РФ"
- С одной стороны, отказать от железнодорожного сообщения с РФ кажется вполне логичным, ведь прямого авиасообщения с Россией нет, - рассуждает аналитик Алексей Кущ. - С другой стороны, российское направление является самым прибыльным и единственным, где нет больших дотаций. Кроме того, это отрежет наших заробитчан от Украины – добираться домой им станет труднее. Главная проблема заключается в неумении наших чиновников принимать четкие и стратегически верные решения, поэтому и получается, что летать нельзя, а поездами - можно. В любом варианте есть свой баланс плюсов и минусов, но дело в том, что в Украине нет базовой стратегии построения взаимоотношений с РФ и соответственно - базового законодательного акта. Такая стратегия должна быть разработана с учетом всего комплекса факторов: социальных, экономических, военных, политических, информационных. Вместо этого каждый министр принимает решения, исходя из личной стратегии пиара в Фейсбуке. А у такой модели есть одно сомнительное преимущество: "дурь" каждого сразу становится видна.
В тему
"Азаровское" прошлое
Открытые источники утверждают, что существенный карьерный взлет главного отечественного "гиперлуповца" пришелся – вы не поверите! - на времена президентства Януковича и премьерства Азарова. В это время на протяжении более двух лет Владимир Омелян работал в Управлении Российской Федерации Первого территориального департамента МИД Украины, где поднялся с позиции советника отдела обработки документации до начальника департамента.
"Складывается впечатление, что цель всех этих информационных вбросов только одна – сделать так, чтобы все забыли о месте его работы и о том, что и на Майдан он смотрел из окна "злочинного Кабмина", - предполагает экономист Андрей Мартынюк. – И теперь он пытается создать себе имидж "пламенного революционера" и "патриота", делая громкие псевдопатриотические заявления, которые неделю все обсуждают, а потом благополучно забывают. Зато теперь с его именем постоянно связывают не Азарова и работу в Управлении РФ, а гиперлуп и прекращение железнодорожного сообщения с Россией".
Денежки
Авиа
В августе перелет Киев-Минск-Москва и обратно обойдет в сумму порядка 6 тыс. грн, в сентябре обойдется чуть дешевле.
ЖД
На сегодня по территории Украины курсируют несколько пассажирских поездов сообщением Кишинев - Москва, а также прямые рейсы на Москву из Киева, Львова, Одессы. Все это поезда украинского формирования, а стоимость билетов зашкаливает: цена одного места в плацкартном вагоне в одну сторону составляет 1800-1900 грн, в купейном – 2800-3600 грн. При этом на самым популярный – львовский поезд – билетов нет на месяц вперед.
Автобус
Автобусные перевозчики "Автолюкс" и "Эколайн" обещают 17-часовое путешествие (хотя на границе могут быть "сюрпризы", которые легко удвоят время пребывания в пути) за 1900-2000 грн в обе стороны.