Иво Бобула знают все. Даже те, кто не знает его песни, наверняка помнят его потрясающую шевелюру и удивительно красивый и сильный голос. А недавно об Иво Васильевиче заговорили многие СМИ - в одном из интервью он проговорился, что собирается в президенты!
Дабы выведать подробности, мы пригласили артиста на онлайн-конференцию.
- Иво Васильевич, как планируете отмечать 65-летие?
- Знаете, никогда не делал из своих дней рождения культа. Раньше еще отмечал, собирал друзей и пил с ними по 50 грамм за здоровье, а сейчас не хочу никаких торжеств. Да и время такое, не до праздников.
- Прожив такой внушительный период жизни, что вы главное для себя поняли?
- Что всегда во всех ситуациях нужно оставаться человеком, почитать родителей, любить своих друзей, любить свою страну и край, где ты родился. А еще быть честным, верным целям в жизни, которые выбрал для себя. Практически я держусь этого.
- Ваши родители были музыкантами. Вы в них такой голосистый?
- Отец блестяще играл на цимбалах, а мать пела очень хорошо. Помню, зима, а в нашем доме тепло, отец берет цимбалы, мама поет, а дети ей подпевают. Нас у родителей было семеро - и все поющие, но Бог дал эту дорогу мне одному. Наверное, я ему понравился.
- А ваши братья и сестры где?
- Кто где. Раскидало нас по всему миру. Каждый ищет, где ему лучше. На родине остались только я и самая младшая сестра.
"Сейчас гордятся голожопьем и безголосьем"
- Над чем в плане творчества вы сейчас работаете? Или серьезно решили уйти в политику?
- Музыка - это святое, ей я посвятил всю свою жизнь, поэтому бросать никак не получается. Никогда этого не сделаю, потому что жить без этого просто не могу. Сколько дней вы могли бы прожить без воды? Допустим, три дня. А я уже три часа без музыки не могу, мне без нее скучно. Так что этой женщине я предан до конца.
- К юбилею готовите большой концерт?
- Готовлю новую концертную программу, планирую представить ее осенью во Дворце "Украина". Репетируем, пишем, ищем, хочется, чтобы было хорошо, чтобы были красивые песни. А то ведь то, что сейчас слышу на нашей эстраде… Я не хочу никого критиковать, каждый артист имеет свое право на существование, но меня многое не устраивает. Иногда я кричу, что культура ниже плинтуса упала, но это крик в пустыне. Никому это не интересно. А ведь людей нужно согревать, им нужно пищу не для ног, а для души и мозгов давать, чтобы они в биомассу не превращались, которая потребляет все, что ей дают.
Ведь сколько украинской музыки красивой есть, а что мы слышим по радио? Мне иногда кажется, что есть чей-то злой умысел в том, что хорошие песни практически на радио не попадают, а попадает какой-то суррогат. Кто это все контролирует? Кто заступится за тех артистов, что всю жизнь отдали культуре, а теперь их выбрасывают на свалку? А ведь их, наоборот, нужно вытягивать и показывать: "Вот наше достояние! Нам есть чем гордиться!".
А сейчас гордятся голожопьем и безголосьем, песнями, которые не имеют ни рифмы в словах, ни мелодии в музыке. Вот как со всем этим мириться? Я этого не понимаю и, наверное, никогда не пойму, не хочу с этим соглашаться.
"В искусстве должна быть небольшая цензура"
- То есть вы считаете, что в шоу-бизнесе должна быть некая цензура?
- Хоть небольшая, но должна быть в искусстве обязательно, потому что демократия - это не вседозволенность. У нас как раз нынче процветает вседозволенность: что хочу, то и пою. В песнях порой мат-перемат, а дети это слышат и поют. А потом родители удивляются: откуда дитя знает это все? Да он просто слышит это в телевизоре. Те артисты, которые выходят на сцену, они же должны думать о чем-то или они пришли только, чтобы зарабатывать "бабки"?
Я не знаю, наверное, надо отделить шоу-бизнес от культуры. Культура должна быть высокой, а шоу-бизнес пусть копается в дерьме, зритель же сам выберет, с кем ему по пути.
- Недавно от вас досталось артисту MONATIK в одном интервью. А Дима, между прочим, в песнях не матюгается и вообще очень приличный человек и артист.
- Кстати, с Монатиком я буквально недавно встретился в аэропорту и извинился перед ним за то, что я сказал о нем что-то плохое. Каждый кузнец своего счастья.
- Может, вас не берут сейчас в ротацию на радио, потому что вы не ходите, не просите?
- Как я могу ходить и просить? Есть же люди на радио, которые мониторят то, что в музыке украинской происходит. Куда бы я ни приехал, везде люди поражены тем, что (извините, я себя похвалю немного) человек с такими вокальными данными не звучит на радио. Нонсенс! Ну что это за страна такая, в которой ни на телевидении, ни на радио не встретишь - я возьму артистов одного плана - Тома Джонса, Александра Серова и Иво Бобула. Это же голоса, это же артисты! А крутится кто?
- Ну не знаю, Оля Полякова, наверное.
- Полякова пусть крутится. Она красивая женщина, и она нашла свой уникальный имидж. А мне что, тоже выйти голым на сцену, чтобы привлечь к себе внимание? Работы же нет, концертов нет уже четыре месяца, при этом у меня есть своя аудитория, и достаточно большая. В этом-то и парадокс.
Я все понимаю: люди обеднели, нет у них денег на билеты. Цены взлетели практически на все. Понимаете, артист - это как барометр. Если экономика в стране процветает - ему хорошо. Ведь людям нужно что? Хлеба и зрелищ. А экономика в беде - нет денег ни на хлеб, ни на зрелища. И мне тяжело.
|
"Подмазывать, чтобы попасть в эфир, не буду!"
- Но, может, вам нужно как-то привлечь новую - молодежную - аудиторию? Например, Павел Зибров рэп запел, DJ ZIBREMBO себя называет…
- Паша Зибров - мой друг. Я очень его уважаю. Но это - его стезя. Пусть он делает то, что он хочет. А я - Иво Бобул!
- То есть вы не готовы к экспериментам?
- А зачем? Или, может, мне перекраситься в белый цвет?
- Не стоит. Вам хорошо брюнетом.
- Я не знаю, что мне делать. Покажите меня месяц по телевизору по два раза в день, по радио начните крутить мои песни - и больше ничего не нужно. А то взяли, выкинули меня куда-то, потому что я, видите ли, "не формат". Кто сказал, что я - "не формат"? И что такое "формат"? "Бабки" я платить не буду! Я 40 лет на сцене отработал от и до, прошел все, я выпускаю музыкальную продукцию высшего качества, а посему подмазывать, чтобы она прокрутилась в эфир, не стану.
О политике
"Я не боюсь больших денег"
- Иво Васильевич, давайте поговорим о новости, которая наделала много шума: "Иво Бобул заявил, что собирается идти в президенты". Что это было?
- Я сказал, что хочу видеть свою страну лучшей. У меня есть команда - и очень серьезная. Это одна из лучших команд в Украине, но выдавать подробности я пока не имею права.
- С чего вы начнете?
- Когда буду президентом, тогда и начну. Зачем я буду озвучивать те проблемы, которые я собираюсь решать, чтобы кто-то эти цели присвоил и решил сам? Не надо мне этого.
Уже звонки идут: "Иво Васильевич, мы вас поддерживаем, мы хотим вас видеть!" Я ж не запачкан ничем. Я - человек, как и все остальные, живущие в Украине. Я не бизнесмен, у меня бизнеса нет, а из нажитого только квартира.
- Говорят, когда человек получает большую власть, он быстро портится. Не боитесь?
- Нет, я никогда не болел звездной болезнью, хотя у артистов это сплошь и рядом. Я знаю, что такое кусок хлеба, знаю, как плохо, когда его нет, знаю, когда холодно. Я очень много знаю. Детство у меня было тяжелое.
Я знаю, что такое жизнь в интернате, учеба в училище. Знаю, что такое вставать по гудку на заводскую смену: я работал на заводе токарем, затем на стройке в Черновцах, генераторщиком на Львовской железной дороге… И лишь потом, когда на сцену попал, стало полегче.
- Вы же понимаете, что со сценой придется завязать, пока вы будете страной руководить?
- Никогда! Зачем? Берется отпуск на какое-то время - и все.
- На президентский срок, на четыре года?
- На срок? Мне не нравится слово "срок". Президентский период.
- А вы готовы к грязным кулуарным играм? Ведь в нашей политике все так сложно.
- Думаете, в искусстве легче? То же самое. Программы везде одинаковые, только суммы другие. Я не боюсь больших денег. Я к ним отношусь как к какой-то необходимости для решения насущных вопросов.
|
"Проходной двор, а не парламент у нас"
- Руслана недавно нам говорила, что институт президентства в нашей стране изжил себя.
- Но и парламент изжил себя. Он не справляется. Мало людей, которые хотят сделать что-то. Три человека - партия, 20 человек - партия. Я бы вообще сократил парламент вдвое. Много их очень, а толку никакого.
- От этого они лучше не станут.
- Станут. Требовать нужно. Коль ты на работе - ходи на работу. Не хочешь ходить на работу - положи мандат. Почему человек, который ходит на завод, должен работать с 8 до 18.00, а депутат может просто не прийти в Раду? Проходной двор, а не парламент у нас. Это смешно для всего мира.
Я думаю, что человек 20-25 в Раде хотят что-то изменить. Но этого мало. Поэтому нужно выбрать лучших, и не за гречку, а за то, что у него в голове и какое у него сердце.
- То есть через год идем голосовать за Иво Бобула?
- Ой, ребята. Я вам сказал все, что действительно думаю по этому поводу, но насчет президентства пошутил! (Улыбается.) Конечно, в политику я не пойду - меня музыка не отпустит.
О пенсии народного артиста
- Сейчас много говорят о пенсионной реформе. Интересно - какая пенсия у народного артиста Украины? На что ее хватает?
- Не спрашивайте, потому что мне смешно говорить, какая у меня пенсия. Ее хватает, чтобы заплатить за квартиру и заправить 50 литров бензина в машину. Это моя пенсия за 40 с лишним лет на сцене.
- Чем вы сейчас зарабатываете?
- Преподаю в эстрадно-цирковой академии. Я - педагог, профессор, завкафедрой. Ну и друзья, честно скажу, помогают. Зная мою ситуацию, стараются какую-то вечеринку, концерт сделать. Но я же тоже понимаю… Мне очень тяжело переступать через эту ситуацию.
|
О сыне
"Я не тяну парня в музыку - он хочет быть летчиком"
- Ваш 11-летний сын Даниил какую музыку слушает?
- Ту музыку, которая ему нравится. И я пока в его предпочтения не вмешиваюсь. Хотя пару раз ему сказал, что это не та музыка, которая тебе нужна. При этом, когда он послушал мою песню "Ты же выжил, солдат", он плакал. Он слушает "Как молоды мы были", многие украинские песни и говорит: "Папа, это круто!"
- Даниил уже задумывался, кем хочет быть?
- Летчиком. Он забрал у меня компьютер, я купил ему еще два дисплея и программу летную. Он учит посадку, взлеты, виражи. Еще мы ходим в НАУ, на тренажер, который полностью имитирует кабину самолета. Пока сын влюблен в это. Я не тяну его в музыку, а даю полную свободу, чтобы он искал себя. Он маленький, еще есть время. А забирать у ребенка детство и таскать его по концертам, не зная, будет ли он петь, не стоит.
Из досье "КП"
Народный артист Украины Иво Бобул родился 17 июня 1953 в селе Тереблече под Черновцами в румынской семье. Он был третьим из семи детей. После восьмилетки уехал на Донбасс в Славянск, где учился на токаря, там же научился играть на гитаре, а затем в армии попал в военный оркестр.
На профессиональную эстраду Бобул вышел в 1980 году в составе ВИА "Черемош", а до этого работал ресторанным артистом. В 1990 году Остап Гавриш написал для Бобула песню "На Україну повернусь", которая сделала его суперзвездой.
В 1991-м Иво начал петь в дуэте с Лилией Сандулесой: "Берег любовi", "А липи цвiтуть"… Вскоре певица стала его женой. Третьей. От двух первых браков у артиста двое детей - Руслан (работает дальнобойщиком в США) и Людмила (живет в Черновцах).
После развода с Сандулесой женился в четвертый раз. Наталья младше его на 12 лет, она была поклонницей артиста, а познакомились они на Крещатике. У пары растет сын Даниил.