В зоне Чернобыльской АЭС спасатели продолжают бороться с огнем, выспыхнувшем утром 5 июня на территории "Рыжего леса". К вчерашнему вечеру огонь удалось локализовать с 10 до 5 квадратных километров, но утренний ветер и солнце опять разбудили искры. Пламя немного отступило от атомной станции и "осваивает" район зарытого в землю села Копачи.
К тушению пожара привлечены 35 единиц техники и 150 человек, пожарный самолет и вертолет продолжают сбрасывать тонны воды на пылающий лес.
Тем временем киевляне перепуганы. При тотальном недоверии к властям многие поставили под сомнение и заверения в том, что радиационный фон остается в номе. Но повода для паники нет – это подтверждают наши источники в Зоне. Есть повод для размышлений: откуда берутся такие пожары?
Деревья умирали за полчаса
История "Рыжего леса" трагична и уникальна одновременно. После взрыва на 4-м энергоблоке мощное радиоактивное облако, двинувшееся на запад от станции, накрыло огромный сосновый массив. Есть версия, что деревья взяли на себя основной удар, хоть немного оградив от него людей.
Мощность излучения была такой, что на 10 квадратных километрах сосны погибли в течение получаса – сгорели, хвоя приобрела яркий бурый цвет. Отсюда и произошло название "Рыжий" или "Красный". Большая часть мертвого леса была вырублена и захоронена в 1987 году. Согласно официальной информации, работы выполняли бронированные бульдозеры и эскаваторы. Но в архивах летописцев Чернобыля есть кадры, свидетельствующие о том, что деревья пилили и вручную - силами солдат-срочников.
Сегодня о могильниках "Рыжего леса" напоминают земляные насыпи, которые можно увидеть с дороги, ведущей к ЧАЭС, и таблички со знаком радиации. На участках, которые подверглись вырубке, стал расти молодняк.
Вне зоны – вне опасности
Пожары в Чернбыльской зоне не редкость. Только с начала этого года, как рассказали "КП" в Украине" в Государственном агентстве по управлению зоной отчуждения, горело 19 раз. А в 2014 году, который считается "рекордным", было больше 120 пожаров.
Заполненные сухостоем леса и большие массивы степной травы - благодатная почва для огня. Нынешнему пожару также способствовала сухая погода. Персонал атомной станции на всякий случай попросили принять меры для защиты органов дыхания.
- Локальное повышение фона в зоне загорания зафиксировано, но угрозы для людей, находящихся вне Чернобыльской зоны, такие пожары не несут, – говорит генеральный директор Государственного специализированного предприятия "Экоцентр" Сергей Киреев. – Огонь не опасен промышленным площадкам ЧАЭС, поскольку там бетон и нечему гореть, а тем более повредить новый саркофаг над 4-м энергоблоком. Наибольший ущерб пожары наносят экосистеме Чернобыля, изменяют миграционные процессы в ней.
Крупные животные успевают спастись, но гибнет мелкая фауна и уникальная растительность.
Молодняк не имеет ценности
Пожар 5 июня полиция расследует по уголовной статье "Умышленное уничтожение растительности". О явных признаках поджога правоохранители пока не говорят. Информацию о якобы найденных факелах тоже не подтверждают. Это оказались железнодорожные приспособления, которыми смазываю рельсы. Они не обгорели.
Между тем, очевидцы свидетельствуют, что трава вспыхнула одновременно в четырех удаленных друг от друга местах. Природными и даже техническими причинами, например, обрывом электропровода, такое объяснить трудно.
- О том, что лесные пожары в Чернобыле провоцируются людьми, говорят давно. И дела открывали, но вот виновных никогда не находили, - поделился с "КП" в Украине" Николай К., один из вахтовиков. – Поджигают траву, чтобы огонь перекинулся на лесную подстилку. А когда она выгорает, деревья обречены на гибель и могут подлежать вырубке. Но это актуально для старого леса. Молодняк в "Рыжем лесу" не имеет промышленной ценности. Его можно пустить разве только на дрова, но сам процесс рубки будет очень опасен.
Кому может быть выгоден нынешний пожар, пока неясно. По версии нашего собеседника, за этим могут крыться интриги вокруг передела должностей и сфер влияния, которые плетутся в зоне отчуждения также, как на Большой земле.