Для прикарпатских полицейских это вызов казался вполне будничным – драка в селе Лесная Тарновица возле кафе, повздорили пьяные посетители. Но пока стражи порядка доехали до места отдыха, дело приняло уже совсем иной оборот – скорая увозила пострадавших от взрыва гранаты. А причина классическая – "шерше ля фам".
На разборки с гранатой
В отделе коммуникаций с общественностью ГУ НП в Ивано-Франковской области говорят, что вечером в воскресенье позвонила девушка, мол, в кафе местные избивают ее возлюбленного – 25-летнего уроженца Донецкой области, который приехал к ней в отпуск. Парень служит в АТО по контракту в 10-й горно-штурмовой бригаде ВСУ. Не успели отработать этот вызов, как поступил еще один – возле кафе раздался взрыв.
- В кафе сержант приревновал свою женщину, из-за чего началась ссора, а затем драка с местными, - рассказывают в полиции. – Его побили, он пошел домой к своей сожительнице и вернулся с гранатой Ф-1 – бросил возле входа в кафе.
Особенность этой гранаты - большой радиус разлета осколками. В итоге девять человек оказалось в больнице с осколочными ранениями – один человек в реанимации в тяжелом состоянии с травмой головы. У остальной травмы средней тяжести. Кстати, пострадала и девушка, из-за которой вспылил сержант – она получила ранение глаза и может его потерять.
Сержанта задержали, обыскали и жилье его сожительницы – нашли три тротиловые шашки, газовый пистолет и патроны к нему, а также патроны к автоматическому оружию. Ему вменяются две статьи – покушение на преступление и умышленное убийство. Решается вопрос о содержании его под стражей. По словам полицейских, мужчина был нетрезв, но результаты экспертизы будут позже.
Министр требует усилить контроль
Радиус поражения осколками гранаты Ф-1 составляет 400 метров, 9 раненных в Лесная Тарновица – это еще очень удачный исход. Но все равно масштаб беды таков, что заставил Степана Полторака наконец увидеть проблему, которую Минобороны старалось не замечать четыре года. Министр поручил Генштабу усилить контроль за порядком выезда военнослужащих из зоны операции Объединенных сил (бывшая АТО), организовать процедуры отбытия бойцов в отпуска и обеспечить строгий контроль по учету боеприпасов.
В пресс-службе Генерального штаба "КП" в Украине" заверили, что и так проводят все возможные контрольные мероприятия, а теперь будут проводиться еще круче. Правда, что именно будут делать, не смогли уточнить, заявив, что указание министра обрабатывается.
Работают дедовским способом
Вопрос о том, как остановить наплыв оружия и боеприпасов из боевого района в мирные регионы, остается открытым.
- Улучшение мер по улучшению – это мертвый путь, - считает военный эксперт Олег Жданов. – Мы пытаемся приспособить к военному времени мирные стандарты и законы и получаем результат. Армия – это зеркало общества. Если в верхах процветает коррупция, если не слышно о громких процессах и приговорах в отношении военных чиновников, которые разбазаривают имущество, то почему бы простому солдату на пункте пропуска на линии разграничения не отказаться от взятки и оставить сумки отпускников без досмотра?
Олег Жданов отмечает, что перед отпусками в мирную зону бойцы действительно подвергаются проверкам – их заставляют показывать вещи, осматривают, ощупывают. Служба военного правопорядка может проверить группу на пусти следования из части домой, что уже несколько раз было причиной скандалов.
- Я не на стороне тех, кто по этому поводу поднимает истерику: дескать, унижают защитников родины. Контроль обязан быть, - говорит эксперт. – Другое дело, что его следует организовать цивилизованно, использовать, например, металлодетекторы. А у нас взяли на вооружение дедовский способ – выворачивать карманы. Это действительно противно. Но главное, что, когда такой досмотр заканчивается и солдат оказывается чист, он идет и вытаскивает из кустов вещмешок с "сувенирами". Их припрятывают загодя, часто – с ведома командиров.
Излишки никто не считает
Поливает "гранат в огонь" безнаказанность. Не только высокие чины, но и мелкие за воровство боеприпасов отделываются испугом. Большинство уголовных дел по хищениям – будь-то пистолет или солидный арсенал заканчиваются сделкой о признании вины. Суд утверждает ее, не исследуя обстоятельств хищения, не ища тех, по чьей вине оно стало возможным. Подследственный получает условный срок, военная прокуратура - статистику
Но самое главное, что мирные порядки действительно не работают при войне.
-Выдача оружия и боеприпасов контролируется. Боец принимает их по ведомости – под роспись, - отмечает Олег Жданов. – Но сколько патронов он расстрелял – полный магазин или полмагазина, сколько бросил гранат – одну или две, никто не считает.
Так и образуются "излишки", которые растекаются по стране, провоцируя новые и новые драмы. В тот же день, когда гранатой в Ивано-Фраковской области были ранены 9 человек, на Сумщине мужчина взорвала себя на глазах у бывшей жены. И это ни у кого не вызвало интереса. Одна смерть – это не считается, такое случается слишком часто.