Увы, но криминальные хроники сегодня являются обязательной составляющей нашего информационного пространства. Не потому, что этого хотим, а потому, что они есть - убийства, грабежи, разбои, изнасилования… Но то и дело звучат голоса, что ужасов бы надо поменьше, а побольше котиков и цветов.
Очередной толчок этой дискуссии на днях дал народный депутат Олег Барна, упрекнувший в комментарии УНН полицию за то, что она подменяет отчеты о своей работе оглаской кровавых подробностей преступлений. "КП" в Украине" решила подключиться к обсуждению проблемы.
Знаем то, что нельзя утаить
По мнению Олега Барны, люди, которые читают публикации о полиции, должны верить в ее эффективность и ощущать личную безопасность.
- Я не говорю, что происшествия нужно замалчивать, - сказал в комментарии "КП" в Украине" Олег Барна. - Но информацию необходимо выверять, подавать как негативные, так и позитивные факты, чтобы общественное мнение было сбалансированным. Если речь идет о квартирных кражах, уличных разбоях, то давать практические советы, как от них защититься, сколько преступлений раскрывается.
Логика в этих словах есть, но депутат, очевидно, не очень внимательно вчитывается в официальные сообщения пресс-центров полиции. В большинстве из них речь идет о раскрытых преступлениях либо о тех, которые совершены в условиях очевидности, то есть когда жертва и убийца как на ладони. Либо когда совершено резонансное преступление, которое нельзя утаить как шило в мешке. Превентивных мер - советов, как себя вести, тоже достаточно.
В остальном информация строго дозируется и прикрывается тайной следствия.
Тайна следствия или "решалово"
Показательна история, которая произошла этой весной в Нежине. 2-летняя девочка скончалась от побоев и сексуальных издевательств отчима, а ее 5-летнюю сестру чудом спасли от смерти. Насильник мучил крошек при попустительстве их матери и при полном безразличии социальных служб.
Как бы ни травмировали нервы обывателей жуткие подробности инцеста, только после их огласки удалось дать делу правильный ход и привлечь к ответственности всех, в том числе чиновников.
- Как и сейчас, так и раньше, полиция не хочет открывать всю картину криминала в стране по нескольким причинам. Во-первых, нераскрытые преступления - это удар по имиджу, которого не хотели при любой власти и любом министре. Во-вторых, действительно существует тайна следствия. Если в нем заинтересованы, лишняя огласка может навредить, - говорит ветеран МВД Олег Левинский. - В-третьих, многое определяет "решалово". То есть взаимосвязь между материальной заинтересованностью полиции и поворотом в деле. Здесь тоже лишний шум ни к чему.
Предупрежден - значит защищен
Криминал - это зеркало общества. Чем страшнее и безобразнее отражение, тем реальнее настоящая картина. От зеркала можно отказаться точно так же, как от шокирующих ценников в магазине. Но стоимость продуктов от этого не изменится.
- Негативная информация безусловно плохо влияет на психику людей, - отмечает психолог Олег Калашников. - Но я за то, чтобы все, что происходит в стране, было открытым. Другой вопрос, что нужно бы делать предупреждение, когда речь идет об убийстве или насилии - людям надо дать возможность выбора: смотреть или не смотреть, читать или не читать. Утаивание информации порождает в человеке неуверенность. А когда он видит, что полиция ничего не скрывает, больше надеется на то, что если что-то плохое случится с ним, то это не проигнорируют.
Кроме того, психолог отмечает, что во многих случаях - и пример тому опять же Нежин - вовлечение общественности и СМИ в расследование ускоряет его результат и гарантирует объективность.
- Информацию можно было бы хранить до суда, если бы у общества была вера в суды. Но сейчас ее нет, - говорит Олег Калашников. - К тому же слухи и домыслы, которые обычно возникают на почве полуправды, еще больше вредят психическому состоянию общества, чем полная правда, как бы она ни была страшна. Если человек предупрежден, значит, он хоть частично уже защищен.
Еще психолог отмечает, что люди ждут от депутатов несколько другой заботы о своем психическом здоровье:
- Депутатам не нужно оберегать нас от плохих эмоций. Им надо так устраивать нашу жизнь, чтобы мы с этими эмоциями меньше сталкивались, - резюмирует психолог.