Политтехнолог Алексей Якубин объяснил, на какие уловки готовы идти политики накануне президентских выборов и какие приемы являются действительно "рабочими", а какие, наоборот, вызывают отвращение.
"Є така думка у соціологів, що вибір країни визначають “люди телевізора”, а не люди соціальних мереж. Позаяк навіть у сьогоднішньому світі кількість тих, хто регулярно дивиться телевізор, і тих, що активно спілкуються в соцмережах – неспівставні. Однак я вірю, що саме тут збираються і спілкуються люди, які не тільки пасивно споживають інформацію, але й формують громадську думку. І саме вони будуть згодом визначати куди, як і навіщо йти країні й суспільству".
До очередных президентских выборов меньше года. Потенциальные кандидаты на пост главы государства уже вовсю жонглируют политтехнологическими трюками. Пока ставку делают на "лайф" - пытаются показать, что им ничего человеческого не чуждо. На днях лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко предстала в образе кулинарного блогера и поделилась семейным рецептом сырников. Экс-премьер рассказала теорию, как приготовить малокалорийные и очень вкусные сырники. А 4 мая Тимошенко примерила новую прическу – а-ля принцеса Альдераана Лея Органо из "Звездный войн".
Едва ли не каждый день тонны "лайфа" выкладывает в социальные сети лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко. То он с гражданской супругой прогуливаются по Киеву, то он поднимает бокал вина за драгоценную тещу, то целуется и обнимается со своими многочисленными собаками. С недавних пор Ляшко начал хвастаться своим пристрастием к караоке и тренажерам...
Эксперты говорят, то ли еще будет. Чем ближе выборы, тем больше политиков начнут приоткрывать занавес личной жизни, демонстрировать "человечность". "КП в Украине" совместно с политтехнологом Алексеем Якубиным проанализировала, какие приемы политиков задевают сердца избирателей, а какие лишь усиливают недоверие к ним.
Международная практика
Становится ближе к народу, по словам эксперта, распространенная политтехнология во всем мире. Избирателям интересно посмотреть на политика вне политики. И такой технологией не брезговали пользоваться многие мировые лидеры. К примеру, экс-президент США Барак Обама любил под камеру ходить в фаст-фуды, гримасничать в Овальном кабинете. Даже консервативная канцлер Германии Ангела Меркель и та прибегала к "человечности". Во время своей последней избирательной кампании она много рассказывала семейных историй, делилась семейными рецептами, отвечала на детские вопросы.
Такой, как все, но умнее
Политтехнолог утверждает, что демонстрация такой "человечности" политиками чаще всего эффективна. Людям нравится видеть, что народный депутат (министр, президент) такой же человек, как и они, что им ничего не чуждо. В то же время избирателям хочется, чтобы политики не перебарщивали с человечностью. Ведь, по словам Алексея Якубина, избиратели готовы отдавать свои голоса за того политика, который будет близким и понятным для них, но в то же время, чем-то лучше их.
Эффект "за гранью"
Не всякая близость политиков к народу нравится избирателям. Допустим, показные поездки политиков в метро и полеты эконом-классом не производят впечатления. Ведь люди понимают, что такие поездки (полеты) в основном одноразовые. И в подземке вип-политика в обычный рабочий день не встретишь. Для большинства из них спуститься в подземку – нечто сродни экзотичному аттракциону, который для обычных граждан – серая реальность.
В то же время демонстрация политиками каких-либо умений производит впечатление. Именно поэтому Тимошенко стала у плиты, а Ляшко тягает гантели и поет в караоке. Еще ценнее видео, демонстрирующее что-то за гранью. Важно только не перешагнуть эту грань, она очень тонкая.
Цель политика, чтобы видео с их умениями стало "вирусным": чтобы его распространяли не только сторонники, но и оппоненты. Чем больше говорят и обсуждают, тем лучше.
Заполнить информационный вакуум
Не менее важно и время демонстрации "человечности" политика, его умений. Чаще всего выстреливают такие фото и видео ролики либо в "мертвый" сезон (когда нет пленарных заседаний Верховной Рады, начался сезон отпусков у чиновников, в международной политике нет важных встреч и мероприятий), либо, когда нужно перебить какой-то другой информационный повод.
Случайные неслучайности
Более убедительными будут те фото и видео с политиками, которые появились в социальных сетях, СМИ "случайно". Такая случайность придает убедительности и правдивости фото, создает иллюзию отсутствия сознательного пиара политика.