Принятие так называемого закона о реинтеграции Донбасса растянулось на три дня. Хоть и многие политики публично и называют документ революционным, за глаза же говорят, что принятый закон носит преимущественно декларативный характер. По-настоящему значимым он бы был, если бы были внесены в него депутатские правки.
"КП в Украине" изучила, какие сенсационные нормы хотели, но не смогли (и почему) включить в документ народные избранники.
Ввести военное положение на Донбассе
Несколько поправок депутатов касались того, что на ряду с признанием России страной-агрессором, необходимо объявить о начале военного положения на оккупированных агрессором украинских территориях.
- Не может так быть, что, признавая войну, мы отказываемся от объявления состояния войны. Нельзя так мыслить, что…она (война) уже началась, так давайте ее не объявлять. Это бегство от ответственности, - заявил народный депутат Егор Соболев.
Эта идея не нашла поддержки в профильном комитете Верховной Рады и сессионном зале. Аргументация проста – Россия ведет в отношении гибридную войну, поэтому и Украине необходимо "давать эффективные гибридные решения".
Признать "ЛНР" и "ДНР" террористическими организациями
В принятом законе органы управления "ЛДНР" названы оккупационными администрациями. Народный депутат Оксана Корчинская настаивала на том, чтобы в документе появилась формулировка, что "ЛНР" и "ДНР" - террористические организации.
- Организации "ДНР-ЛНР", которые осуществляют управления на оккупированных территориях Украины" приравниваются к террористическим организациям. Я не понимаю, почему комитет не поддержал эту правку, если мы с вами три года проводим антитеррористическую операцию, - озвучила суть своей правки Корчинская. Только 76 парламентариев ее поддержали своим голосованием.
- Всем, кто в русском танке, хочу повторить, что 27.01.2015 года Верховная Рада в полном составе проголосовала за постановление, в котором "ДНР" и "ЛНР" объявляются террористическими организациями. Там написано, что "ДНР" и "ЛНР" являются частью оккупационных войск российской страны-агрессора, - парировал "фронтовик" Максим Бурбак.
Разорвать дипломатические отношения с Россией
Несколько поправок касалось разрыва дипломатических отношений с Россией. К примеру, народный депутат Тарас Батенко предлагал "обязать Кабинет министров в трехмесячный срок со дня вступления в силу данного закона инициировать разрыв дипломатических отношений со страной-агрессором". Мол, как можно поддерживать дипломатические отношения со страной, которая дипломатии предпочитает ввод танков на чужую территорию.
- Мы приняли решение не включать в текст законы, которые имеют долгосрочное действие, поэтому эта правка, касающаяся дипломатических отношений, была отклонена, - пояснил не включение поправки в тело закона секретарь оборонного комитета Верховной Рады Иван Винник. Депутат в этом вопросе передал пас МИДу.
- Пускай определяется Министерство иностранных дел, учитывая, прежде всего наш национальный интерес, - добавил Винник.
Денонсацировать Договор о дружбе с РФ
Еще одна идея касалась разрыва Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией. Народный депутат Елена Сотник предлагала дополнить Переходные положения закона поручением Кабмину в месячный срок с момента вступления в силу данного закона разработать и внести в Верховную Раду законопроект о денонсации Договора о дружбе с РФ.
Парламентарий Иван Винник пояснил, что эта поправка была отклонена профильным комитетом, поскольку данным Договором признаются границы между Россией и Украиной, а денонсация такого документа, по сути, отменила бы признание границ между двумя странами.
Ввести уголовную ответственность за торговлю с ОРДЛО
Очень много правок касалось четкой фиксации в законе запрета на любую торговлю с ОРДЛО. Свободовец Андрей Ильенко пошел дальше. Он предлагал ввести уголовную ответственность для лиц, которые ведут торговлю с оккупированными территориями.
- Мы предлагаем криминализировать нарушение порядка перемещения товаров через линию разграничения. На уровне Уголовного кодекса установить, что подобная деятельность, подпитывает оккупационные режимы на временно оккупированных территориях, - что она является преступной и должна наказываться в установленном законе порядке, - заявил Ильенко.
В профильном комитете категорически отрицают тот факт, что закон разрешает торговлю с ОРДЛО. Секретарь комитета Иван Винник жонглирует понятиями. Он говорит, в документе нет ни слова о "торговли", там идет речь о том, что "порядок перемещения товаров на временно оккупированные территории Луганской и Донецкой областей определяется Кабмином". Саму же идею об уголовной ответственности Винник поддерживает, но при этом отмечает, что она гипотетически может быть введена другими законами. Винник отмечает, что в комитете зарегистрирован, к примеру, законопроект о колаборантах.
Справка КП
Соль закона о реинтеграции Донбасса
- Донецкая и Луганская области объявлены временно оккупированными территориями. Границы таких территорий определяет президент по представлению Минобороны и инфрмации Генштаба.
- Россия провозглашается страной-агрессором. На нее возлагается политическая, экономическая и моральная ответственность за происходящее на оккупированных территориях, соблюдение свобод и прав граждан, проживающих на них.
- Вводится уголовная ответственность лицам, причастным к оккупации украинских территорий.
- Порядок перемещения лиц и товаров на оккупированные территории определяет Кабмин.
- Создается Объединенный оперативный штаб для обеспечения национальной безопасности и освобождения оккупированных территорий. Под единым началом Командующего штаба будут бойцы ВСУ, МВД, Нацгвардии, Нацполиции.
- Президент единолично сможет принимать решение об использовании ВСУ.
- Силовики на временно оккупированных территориях будут иметь неограниченные полномочия:
- применять оружие,
- останавливать граждан, проверять документы, задерживать,
- временно запрещать передвижение в определенной местности,
- изымать транспортные средства на нужды нацбезопасности,
- проникать в любые жилые помещения и учреждения не зависимо от формы собственности.
8. СБУ предоставляется право прослушивать телефонные разговоры граждан, проверять их электронную переписку и профили в социальных сетях. Это право распространяется на всю территорию Украины.
Вопрос ребром
Что изменит принятый закон?
Парламентарии, не лукавя говорят, что принятый закон не означает автоматическое возвращение Донбасса Украине. Но в нем прописаны такие нормы, которые позволят приблизить этот процесс и теоретически способствуют усмирению военной агрессии России. Пройдемся по ключевым положениям.
- Понятие "российская оккупационная власть" и "российские оккупационные войска", что позволит Украине в будущих судах против РФ и, в частности, в Гаагском трибунале, судить военных РФ. Кроме того, Украина, как страна, и украинцы смогут обращаться в суды с исками о компенсации понесенных вооруженной агрессией России убытков.
- Признание России страной-агрессором может облегчить решение вопроса о введении миротворческой миссии ООН на Донбасс. Также закрепление этого определения цементирует сохранность санкций против России.
- Формулировки в законе выписаны так, то с одной стороны Украины закрепляет преданность выполнению Минских соглашений, но с другой стороны – оставляет за собой право на вооруженный отпор.
- Узаконивается применение армии на востоке Украины. Создание Объединенного оперативного штаба улучшает менеджмент, координация военной операции, что де-факто способствует улучшению предоставления отпора оккупантам, ускорению отвоевания утраченных территорий.
- Закон фиксирует право Украины на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. А это в свою очередь означает, что Украина при защите своего суверенитета может использовать не только оружие украинского производства, но и закупать у наших партнеров за рубежом.
- Прекращается чехарда с документами. Все документы, выданные на территории ОРДЛО, кроме свидетельства о рождении и смерти, признаются недействительными.