Суды продолжаются
Частный участок границы на Закарпатье, в селе Астей Береговского района, длиной около четырех километров привлек внимание правоохранителей около полутора лет назад. Выяснилось, что зона в паре километров от границы с Венгрией - приватизирована, обнесена забором, поставлены вышки с охраной, чтобы не прошли посторонние. О приватизированном участке пограничной полосы и самой линии разграничения военный прокурор Ужгородского гарнизона Олег Цицак узнал от журналистов. Поехал проверять – подтвердилось. Пограничники о частном объекте узнали от своего юриста.
Выяснилось, что земли фактически принадлежали одному человеку. На них якобы выращивают кукурузу, клубнику, пасут свиней... Правда, ни насаждений, ни ферм там не нашли. Через этот участок вполне могла идти контрабанда. За руку никого не поймали, но другого объяснения нет.
Начали проверку. Выяснилось, пограничные участки в частное владение отдало Государственное земельное агентство еще в 2014-2015-м. Говорят, не знали, что землю на границе отдавать/продавать нельзя.
Сегодня эта территория – под усиленной охраной пограничников, здесь выставлены дополнительные наряды– резервы, которые круглосуточно охраняют границу. Там разбита палатка, такие меры считаются временными.
- Эти земли были возвращены до конца 2016-го года, - отметили "КП" в Украине" в Мукачевском пограничном отряде. – Некоторое время они юридически находились в частной собственности, но фактически всегда принадлежали Госпогранслужбе.
|
Залог 30 миллионов гривен
В середине ноября на Закарпатье развернулась спецоперация по задержанию организаторов частной границы. Горвата и еще два десятка человек задержали. Доки разыскали в одном из санаториев в Мукачево. Во время обысков якобы изъяли наркотики, сигареты, поддельные документы и деньги – об этом писали закарпатские СМИ.
Вскоре после задержания организатора частной границы его и экс-начальницу Береговского отдела Госгеокадастра отпустили под домашний арест. Документы на землю подписывал предыдущий исполняющий обязанности начальника облуправления Госгеокадастра – а он уже давно живет заграницей. Ему объявили о подозрении заочно. Оказалось, что у Госпогранслужбы не было документов на этот участок. Еще в СССР оборонный и стратегический статус этих земель был засекречен, чтобы о том, где стоят заставы и где граница, не узнал враг, если ему в руки попадут документы. Они могли значиться как совхозы и другие предприятия. У них официально не было статуса стратегических и оборонных. Ошиблись или нет в земельном агентстве – пока неизвестно.
Спустя месяц, в декабре, суд решил взять Доки под стражу на два месяца – с возможностью выйти под залог в 30 миллионов гривен. Столько стоят земли в пограничной зоне, которые раньше принадлежали ему.
Как отмечают в пресс-службе военной прокуратуры Западного региона Украины, он подозревается в организации завладения в группе со служебными лицами Госземагентства в Закарпатской области через подставных лиц землями пограничной полосы площадью больше 130 гектаров.
В то же время, продолжаются разбирательства – Доки судится за эти земли, некоторые иски переданы в высшие инстанции. Попытки контрабанды на этом участке, отмечают пограничники, были всегда.
|
Сказано
- Украина в пределах Закарпатья имеет 130 км границы с Венгрией, - говорит глава Закарпатской облгосадминистрации Геннадий Москаль. – На всю эту территорию Госпогранслужба не имеет ни одного документа, который свидетельствует о праве постоянного пользования землей. За оформление документации нужно платить деньги, за за потери из-за изымания земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения Чтобы решить проблему, нужно провести огромную работу и заложить сотни миллионов гривен в бюджет Госпогранслужбы. Последние несколько лет прокуратура через суд изымает земли, но они возвращаются в Госгеокадастр, а не Госпогранслужбе.
Кроме того, глава Закарпатской облгосадминистрации говорит, что ежедневные сверки результатов работы венгерских и украинских пограничников показали, что массовой контрабанды нет.
- Если допустить, что через "частную границу" действительно шло оружие, наркотики, нелегалы и сигареты, то у меня вопрос – разве за украинсклй границей нет венгерских, словацких, румынских и польских пограничников? – говорит Геннадий Москаль. – Западная Украина находится на внешней границе ЕС, который охраняется очень тщательно.