"Черная пятница" онлайн: что покупают в интернете в Украине и в мире

Три причины, по которым наши люди опасаются интернет-распродаж.

Фото: РЕЙТЕР

Во всемирный день распродаж миллионы людей по всему миру давятся в очередях за акциями и грандиозными скидками, но онлайн-распродажи постепенно снижают накал страстей в "черный" день.

"Черная" во все смыслах

Традиционный рождественский сезон распродаж начинается в США (а теперь уже и во всем мире) в пятницу после Дня Благодарения. Обычай устраивать распродажи именно в этот день установился еще в XIX веке, а термин "черная пятница" появился в 1966-м и первоначально означал затяжные пробки на дорогах после праздника. А после того как в СМИ начали ежегодно появляться сообщения о многочисленных пострадавших на распродажах, этот термин имеет еще один – мрачный – смысл.

Например, несколько лет назад крайне печально завершилась распродажа подержанных ноутбуков по $50 за штуку. Небывало низкая цена привела к тому, что на тысячу ноутбуков претендовали 12 тыс. желающих. Обезумевшие покупатели буквально затоптали детскую коляску, а всего в страшной давке пострадали два десятка человек.

Вообще, синяки и ушибы, полученные в черную пятницу, ежегодно подсчитывают десятки, а то и сотни человек только в США. Но это не единственный ущерб их здоровью, нанесенный всемирным днем распродаж. Дело в том, что многие американцы вообще не представляют себе, как в этот день можно обойтись без покупок, и потому отдельные энтузиасты проводят несколько дней в ожидании открытия, ночуя поблизости в палатках, а магазины берут штурмом.

Пятница онлайн

В отличие от США, в Европе, как и в Украине, нет единого дня начала распродаж. Небольшие скидочные акции в магазинах уже начались, к католическому Рождеству они, как правило, составляют 20-40%, а своего пика в 50-70% достигают в конце декабря – начале января. Но тем не менее многие отечественные магазины, отдавая дань "американской моде", не забывают и о черной пятнице.

Впрочем, нам совсем не обязательно идти уж совсем по американскому пути, устраивая перед прилавками толчею и давку. На помощь всем шопоголикам и просто покупателям пришел научно-технический прогресс в лице онлайн-магазинов. Современное поколение интернет-пользователей уже не первый год может оценить все преимущества черной пятницы в Сети. И надо сказать, что черная пятница онлайн – это действительно настоящий подарок всем, кто не имеет времени или желания расталкивать локтями других покупателей и посетителей торговых центров.

Помимо общих плюсов интернет-шопинга – экономия времени, энергии, отсутствие сопутствующих расходов и доставка в любое место и время – есть и другие приятные бонусы, которые дарит день распродаж в интернете.

Например, многие продавцы уверяют, что размер скидок в рамках акции в Сети у них больше, чем размер скидок в обычных торговых точках. И надо сказать, что интернет-магазины могут себе это позволить, ведь они экономят на аренде и зарплате сотрудникам по сравнению с реальными магазинами.

Второй неоспоримый бонус – огромный выбор самых разных групп товаров, причем не только на украинском рынке, но и на зарубежном. В Сети можно встретить выгодные предложения по любой группе товаров – от стирального порошка до коллекционных монет, от посуды до компьютерной техники.

Для поисков можно использовать сайты-агрегаторы (которые позволяют искать самые интересные предложения по разным магазинам), можно "заходить" только в конкретные гипермаркеты, а можно и вовсе подписаться на e-mail рассылку от нужных магазинов и ждать предложений.

Теперь покупателям не нужно носиться по магазину между стеллажами и отделами: сидя на диване, вы можете одновременно зайти и скупиться в самых популярных магазинах Украины и мира.

В тему

Чаще всего в Сети покупают косметику

Как показало исследование, проведенное компанией Nielsen, 35% мировых потребителей заявляют, что покупают в Сети товары для ухода за собой, 18% - товары для ухода за домом. На третьем месте в списке категорий находятся упакованные продукты питания - 17% в мире сказали, что покупали эти товары онлайн.

В Украине ситуация с покупками товаров в интернете выглядит несколько по-другому. В частности, 42% украинских потребителей заявили, что покупают онлайн косметику и товары для ухода за собой, по 21% - товары по уходу за домом и товары для детей. В украинскую виртуальную корзину продукты питания почти не попадают: 6% сказали, что в интернете покупают упакованные продукты питания и 4% - свежие продукты.

Для сравнения: только в Великобритании и Южной Корее доля потребителей, которые покупают свежие продукты онлайн, составляет 37%.

Категории товаров, которые потребители покупают онлайн

Товары

Украина

Мир

Косметика и товары персонального ухода

42%

35%

Товары по уходу за домом

21%

18%

Товары для детей

21%

14%

Товары для животных

12%

13%

Упакованные продукты питания

6%

17%

Алкоголь

5%

11%

Свежие продукты питания

4%

11%

Кстати

Продажи в интернете будут  расти

Основываясь на исследованиях, проведенных в 2014, 2016 и 2017 годах в разных странах мира, Nielsen определил динамику роста потребительского онлайн-кошелька и тренды в электронной коммерции. Отчет включил в себя ключевые тренды, основанные на наблюдениях, где электронная коммерция имеет успех и в тех странах, где все еще существуют препятствия для ее развития.

Эксперты сделали прогноз: объемы продаж в секторе товаров повседневного спроса (FMCG) в онлайн-канале на протяжении ближайших пяти лет превысят объемы продаж в традиционных каналах. В то время как рост общего объема продаж сектора FMCG находится на уровне 4% в год, объем розничной электронной коммерции, по прогнозам, вырастет к 2020 году на 20% и принесет дополнительных 2,1 трлн долларов США.

В отчете Nielsen освещены несколько основных факторов, которые существенно влияют на тенденции развития электронной коммерции во всем мире.

Ключевую роль в изменении потребительского поведения играет связь и доступность более дешевой информации и мобильных устройств. Так, в значительной степени широкое пользование смартфонами является ранним показателем потенциального устойчивого развития электронной коммерции. Однако только доступ к интернету не является достаточным для проникновения e-commerce повсеместно. Культурные различия также влияют на онлайн-шопинг.

Одной из основных причин, по которым потребители отдают предпочтение покупкам в интернете, является удобство (за исключением США, где для потребителей более важна выгода).

Также эксперты считают, что ключом к успеху в розничной электронной коммерции станет возможность "выиграть" виртуальную продовольственную корзину. По словам экспертов, продовольственная корзина благодаря своей частоте является "священным граалем" для розничной торговли, однако продукты пока достаточно редко попадают в наши холодильники из интернета.

Итак, когда дело доходит до розничной электронной коммерции, важнейшими факторами, которые стимулируют потребителей к решению совершить онлайн-покупку, являются удобство, цена/качество, ассортимент и потребительский опыт. И чтобы разработать "победную стратегию" электронной коммерции, ритейл должен быть готов превысить ожидания потребителей "по всем фронтам".

Важно

3 препятствия для электронной торговли

1. Желание ознакомиться с товаром, прежде чем его покупать – от продуктов питания до одежды и обуви, которую многим хочется примерить.

2. Отсутствие доверия. Потребители сомневаются, что продавцы смогут обеспечить нужный уровень свежести товаров и продуктов.

3. Уровень качества товаров, приобретенных онлайн, нередко оказывается ниже по сравнению с товарами из традиционного магазина.

Читайте также

Черная пятница: как правильно и быстро покупать вещи на распродаже

"КП в Украине" разобралась в тонкостях и лайфхаках успешного шоппинга.