14 ноября украинский парламент проголосовал в первом чтении за проект государственного бюджета на 2018 год. Через две недели Минфин обещает подготовить документ ко второму чтению с учетом всех замечаний и поправок.
Как утверждаются показатели и что они означают для рядовых украинцев, "КП" в Украине" выясняла вместе с экспертами - директором Института экономических исследований и политических консультаций Игорем Бураковским, экономистом Андреем Мартынюком, исполнительным директором Международного фонда Блейзера Олегом Устенко, президентом Украинского аналитического центра Александром Охрименко.
1. Почему показатели первого проекта бюджета постоянно меняются и в конечном итоге сильно отличаются от цифр в окончательном варианте?
Основных причин две. Первая – условно говоря, международная. Дело в том, что в процессе доработки документа появляются новые данные по экономической ситуации. И в этом нет ничего удивительного, это нормальная практика хотя бы потому, что прогнозы по экономике на начало, середину и конец года различаются.
Вторая причина – сугубо украинская. Как только документ попадает на парламентское обсуждение, тут же начинается давление по вертикали, по горизонтали и даже по диагонали - слишком много политиков хотят с помощью бюджета решить свои частные вопросы.
2. Что означает заложенный в бюджете курс доллара – средний курс на год или максимальный на конец года?
Ни то, ни другое. Заложенный в бюджете-2018 курс доллара (30,1 грн. за доллар) – это исключительно технический показатель, изначально несколько завышенный для создания "подушки безопасности". Он нужен для того, чтобы знать, сколько денег потребуется стране на обслуживание внешнего долга, поскольку долги надо отдавать в валюте, а бюджет планируется в гривнах.
Что касается пристального внимания к этому показателю со стороны населения, то это, говорят эксперты, сугубо украинская черта. Отечественная экономика является "высокодолларизированной", и малейшие колебания курса становятся у нас огромной проблемой в масштабах страны. Такого внимания к курсу иностранных валют, пожалуй, нет нигде в мире.
3. Почему доходная и расходная части бюджета не совпадают? И где будем брать деньги?
Действительно, если посмотреть на цифры проекта бюджета, мы увидим, что разница между доходной (877 млрд) и расходной (948 млрд) частью составляет 71 млрд. грн. Это около 2,5% ВВП.
Сумма немалая, и частично она может быть перекрыта за счет неустойчивых источников финансирования – в первую очередь, приватизации. Правда, даже при условии, что приватизация пройдет успешно, она даст не более 20 млрд грн, то есть более 50 млрд грн все равно нужно будет где-то брать. И здесь выход один – внешние источники заимствования. А это означает, что долг Украины снова будет расти, и его обслуживание будет обходиться бюджету все дороже и дороже.
4. Удастся ли выполнить заложенные макропоказатели – рост экономики и инфляцию?
Инфляция - ориентировочный показатель, необходимый в первую очередь для индексации социальных выплат. Он отражает ожидаемое развитие экономики при определенном наборе внешних и внутренних факторов. Однако, как и в нашей реальной жизни, каждый конкретный фактор может измениться, что приведет к изменению ситуации в целом.
Судя по бюджету, правительство ожидает в 2018 году рекордно низкую инфляцию – всего 7%. Однако эксперты в этом вопросе единодушны – такой показатель выполним разве что в теории, а в реальности он будет минимум вдвое выше.
- Во-первых, рост цен на нефть приведет к тому, что в Украине вырастут цены на бензин и, как следствие, на товары и услуги.
- Во-вторых, по слухам, нам готовят очередной "сюрприз" в виде роста тарифов на энергию для населения и для бизнеса, а это прямой путь к росту цен.
- И, наконец, в-третьих, при невыполнении доходной части бюджета велика вероятность, что правительство прибегнет к старому, но совсем недоброму способу – начнет раскручивать инфляцию.
Что касается заложенного в бюджете 3%-ного роста экономики, то даже если его удастся достичь, этого будет крайне мало, и украинцы продолжат скатываться в бедность. Дело в том, что только на обслуживание долга страна тратит 5% ВВП, и чтобы мы просто не становились беднее, нужно отыгрывать эти проценты – то есть экономика должна расти не менее чем на 5% в год.
5. Как изменятся зарплаты, пенсии и соцвыплаты?
С 1 января 2018 года минимальная зарплата снова вырастет и составит 3723 грн. Впрочем, эксперты предупреждают, что на рост реальных зарплат рассчитывать не приходится – просто произойдет очередное частичное "выбеливание" зарплат.
Прожиточный минимум, который на сегодня составляет 1624 грн, а с 1 декабря 2017-го – 1700 грн., в 2018-м вырастет дважды: с 1 июля (1777 грн) и с 1 декабря (1853 грн). Соответственно, будут расти социальные выплаты и некоторые виды пенсий.
Кстати, напомним, что по словам министра социальной политики Андрея Ревы, правительство сегодня работает над вопросом как обеспечить достойные пенсии тем гражданам, которые имеют большой стаж работы, но при этом всю жизнь получали низкие зарплаты.
"Сегодня рассматриваются разные механизмы увеличения уровня пенсионного обеспечения тех граждан, которые имеют значительный страховой стаж, но из-за своих низких зарплат получают мизерные пенсии, - отметил социальный министр. - Это люди, которые всю жизнь тяжело работали в колхозах за "трудодни", те, кто работали санитарками и фельдшерами, и другие люди, которые работали по 30 лет и больше. Мы обязательно обеспечим их право на достойную пенсию, и сейчас проводится активная работа в этом направлении".