Эти кадры были опубликованы в 1995 году и произвели эффект разорвавшейся бомбы. 17-минутный черно-белый фильм запечатлел, как два патологоанатома вскрывают тело странного существа. Продюсер Рэй Сантилли, который продавал эту пленку (он получил от телеканалов в общей сложности несколько миллионов долларов. - Ред.) утверждал, что это сделанная тайком копия секретного фильма, снятого в 1947 году американскими спецслужбами на военной базе в Розуэлле. Туда после катастрофы якобы летающей тарелки якобы привезли тело погибшего инопланетянина.
УЧИТЕ МАТЧАСТЬ, ДОКТОР
Шумиха поднялась невероятная, потому что сторонники теории заговора предъявляли эту пленку в качестве доказательства, что некое мировое правительство скрывает от людей страшные вещи, творящиеся на планете. Сразу же возник вопрос о подлинности киноматериалов. Американцы заявили, что никакой НЛО в окрестностях Розуэлла не падал. А режим секретности связан с тем, что там рухнул летательный аппарат, который использовался в рамках тайной программы "Могул". Американцы запускали в верхние слои атмосферы воздушные шары со сверхчувствительными микрофонами: так они пытались уловить на большом расстоянии звуковые волны от взрывов советских атомных бомб на полигонах. Проект был успешным, но вскоре технологии шагнули вперед и выяснилось, что сейсмические детекторы и датчики радиоактивности дают более точную и полную информацию о характере испытаний. И программу "Могул" закрыли.
В свою очередь, эксперты службы судебной медицины пришли к заключению, что люди, потрошившие "инопланетянина", никогда в жизни не держали медицинских инструментов в руках и не имеют ни малейшего представления о том, как проводится вскрытие. Например, профессионалы никогда не держат хирургические ножницы указательным и большим пальцем. А извлеченные внутренние органы обязательно фотографируют, измеряют и взвешивают, чего не делали горемыки из "секретного фильма".
АВТОРА В СТУДИЮ!
Но все это косвенные улики. У любого фильма должны быть авторы! А уж им точно известно, подделка это или нет. И вот на днях тайное стало явным. В эфире одного из британских телеканалов 58-летний режиссер Спирос Меларис признался, что именно он 22 года назад снимал тот самый ролик.
Меларис утверждал, что в 1995-м в Каннах он встретился с Сантилли и тот предложил снять ему нечто вроде документального фильма о пришельцах.
- Сантилли с серьезным видом говорил о каких-то старых секретных пленках, которые он видел, но потом сам "запутался в показаниях", и стало понятно, что это мистификация, - говорит Меларис. - Однако я подумал: а ведь это будет хорошая шутка! Почему бы не поучаствовать в таком розыгрыше? Я и представить себе не мог, что миллионы людей по всему миру примут это за чистую монету!
Бюджет шутки - 50 тысяч долларов - показался Меларису вполне симпатичным.
МЫ ЕГО СЛЕПИЛИ ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Для создания "блокбастера" мистификатору понадобились три ключевых ингредиента. Во-первых, отходы из лавки мясника по фамилии Кросби. Во-вторых, старое медицинское оборудование и хирургическая ретроодежда - их позаимствовали у театральных реквизиторов. И в-третьих, друг по имени Джон Хэмфрис, который работал в группе по спецэффектам в научно-фантастическом сериале "Доктор Кто" (там тоже фигурировали инопланетяне).
Задачей Хэмфриса было изготовление куклы. Как модель он использовал своего 10-летнего сына. Кожу сделали из латекса и натянули на каркас из пенопласта. Живот "инопланетянина" нашпиговали внутренностями коровы, роль ноги с глубокой раной исполнило бедро ягненка, а череп начинили мозгами барана.
- Сначала мы хотели использовать в качестве мозговой жидкости малиновый джем, но он оказался не слишком фотогеничен, - сообщил Меларис.
Декорации на скорую руку сколотили в съемной квартире в одном из районов на севере Лондона. Роль секретных агентов и патологоанатомов сыграли друзья и подруга режиссера. В подготовке съемок принимал участие и его брат.
- У нас был план: сначала мы снимаем сцену о вскрытии пришельца, а потом покажем публике разоблачающий фильм о том, как делался этот обман! - пояснил Спирос Меларис. - Но потом отказались от этого замысла. Теперь я очень сожалею о содеянном. Мой фильм выпустил демонов мракобесия из бутылки.
Фокус с разоблачением
Зачем мистификатор раскаялся? Возможно, что Мелариса действительно мучают угрызения совести. Но у его откровения есть и другое более простое объяснение. Каждый режиссер мечтает снять фильм, который принесет ему всемирную славу.
По иронии судьбы звездным моментом в жизни Спироса стала эта фейковая постановка. На тот момент ему было 36 лет, он не придавал мистификации большого значения и полагал, что все великие свершения еще впереди. Однако ему не суждено было снять ни "Игру престолов", ни "Пиратов Карибского моря"...
На сайте IMDb - крупнейшей в мире базе данных о кинематографе Спирос Меларис значится как режиссер и сценарист трех фильмов: высокохудожественного полотна "Бэкхем-мания" с бюджетом аж в 25 тысяч английских фунтов, сериала "Витрина ТВ", где Спирос же исполняет и главную роль - он играет сам себя, и ленты "Три ирландских тенора" - это самое масштабное произведение Мелариса, его бюджет 150 тысяч фунтов.
Единственный шедевр об инопланетянине, который действительно потряс человечество, был снят им анонимно. И, вероятно, британец испытывал муки творца, который по воле рока не может во всеуслышание заявить о себе. Теперь он, хоть скандально, но знаменит. Вот и все.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Люк Бессон: Я придумал и нарисовал мир XXVIII века
В основе нового фэнтези автора "Пятого элемента" - французские комиксы о космическом спецагенте ("Валериан..." вышел в украинский кинопрокат), популярные во Франции в 1970-е годы. Бессон долго мечтал об этом межгалактическом проекте, но решился на него, только когда подоспели новые компьютерные технологии. Фильм вышел в прокат 10 августа.