Запрет ЕС на полеты в Харьков и Днепр – ответ на украинские штрафы за полеты в Крым?

Эксперты говорят, что намерение ЕС запретить полеты в три украинских города может быть связано со сбитым малазийским Боингом и штрафами российских авиакомпаний.

Аэропорт Харьков. Фото: cfts.org.ua

В авиационной изоляции

В Госавиаслужбу Украины от EASA поступил проект бюллетеня, которым вводятся ограничения на авиационное движение в аэропорты Харькова, Днепра и Запорожья. По сообщениям СМИ Харьковский горсовет обратился с просьбой к премьер-министру Владимиру Гройсману не допустить введения Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) ограничений на авиационное движение в восточной части Украины, учитывая уже действующие запреты на полеты над зоной проведения АТО. В противном случае, эти три города на востоке Украины фактически окажутся в авиационной изоляции.

В частности, харьковские депутаты считают, что после принятия этого документа аэропорт Харькова и смежные предприятия вообще прекратят работу, а ряды безработных пополнят полторы тысячи человек.

Чем вызвано намерение EASA

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) является агентством Европейского союза по регулированию и исполнению задач в области безопасности гражданской авиации.

Во многих странах Европы решения EASA имплементированы в законодательство, хотя окончательное решение все же остается за авиакомпаниями. Но вряд ли европейские перевозчики пойдут на игнорирование рекомендаций EASA ради полетов в Днепр, Харьков и Запорожье.

Эксперты считают, что данное намерение Агентства вызвано катастрофой малазийского Боинга в июле 2014-го.

- Тогда мировые авиакомпании были встревожены и потребовали рассмотрения данного вопроса Международной организацией гражданской авиации ICAO, - напоминает транспортный эксперт Василий Шевченко. - Дело в том, что до этого случая высота 10 тыс. метров считалась безопасной: мировые террористы были вооружены лишь ПЗРК, высота поражения целей из которых не превышает 5 тыс. метров. Поэтому в первый момент мировое авиационное сообщество просто не знало, как реагировать и что предпринимать.

В итоге на заседании ICAO было принято решение информировать авиакомпании о ситуации в Украине, продолжает эксперт. А авиакомпании должны были анализировать эту информацию и более внимательно относиться к принятию решения о полетах – то есть фактически брать ответственность за безопасность полетов на себя.

Теперь свое слово решили сказать в EASA, поскольку, конечно, они не могут не отреагировать на такую катастрофу. Вот и отреагировали – намерением закрыть воздушное пространство вблизи зоны конфликта.

- Этот шаг может быть связан с активностью Госавиаадминистрации Украины, которая регулярно штрафует российские авиакомпании за полеты в Крым, - считает Василий Шевченко. – Дело в том, что российский авиапарк в большинстве случаев зарегистрирован на территории ЕС. И данный проект бюллетеня может быть обратной реакцией, исходя из мощного присутствия российских представителей в Евросоюзе, что связано с регистрацией самолетов на территории ЕС, их обслуживанием, финансовой составляющей лизинговых платежей.

Что дальше?

По словам Василия Шевченко, еще никто ничего не запретил – речь идет о проекте документа. И сейчас авиационная администрация Украины должна подготовить аргументированное обоснование о том, что Украина может обеспечить соответствующую безопасность полетов. Ведь, говоря объективно, до линии соприкосновения действительно далеко, и полеты в районе Харькова, Днепра и Запорожья безопасны.

В ТЕМУ

"Шахтер" снова потеряет стадион?

Что интересно, первыми тревогу по поводу письма EASA забили футбольные болельщики. Ведь сейчас в Харькове регулярно проводит свои матчи сборная Украины, а так же стадион "Металлист" является домашним для матчей "Шахтера" в Лиге чемпионов. Запрет на международные полеты автоматически лишит Харьков футбольных матчей высокого уровня. А сборной и донецкому клубу придется искать другие арены для матчей.