Рынок услуг на карантине: все работает, но по записи

Бизнес решил не ждать, пока все вокруг окунется в кризис, и вовсю предоставляет полный пакет услуг по предварительным договоренностям.

Фото: REUTERS

Индивидуальный подход

В последнее время смс-ки с предложениями самых разных услуг участились. Пиццерия предлагает привезти пиццу, вайбер – переслать деньги друзьям или знакомым, салон красоты – записаться к мастеру, оптика – срочно проверить зрение у окулиста, а интернет-магазины, в которых я когда-то хоть что-то покупала, вообще предлагают все! И это я не говорю о многочисленных предложениях во все мессенджеры купить маски не менее 2 тысяч штук.

Перезвонила в салон красоты и спросила, как они работают в условиях карантина. Меня заверили, что подход – сугубо индивидуальный, и предварительная запись нужна для того, чтобы в зале обслуживался только один клиент. Сотрудникам салона, вышедшим на работу, меряют температуру, и потому администратор абсолютно уверена, что у них на сегодня все здоровы.

"Приходите, очень ждем! – проникновенно сказала администратор. – Весь салон для вас, и все это по прежним ценам – когда еще такое будет?".

Мастер маникюра Вероника, которая трудится частным образом, вообще не прекращала работу ни на день. У нее запись – на месяц вперед и, по ее словам, в среднем отказывается от посещения приблизительно половина клиентов. Но при этом вторая половина – абсолютно бесстрашная и никакой коронавирус не заставит ее отказаться от свежего маникюра!

И все же, если верить соцсетям, салоны красоты катастрофически теряют деньги. Девочки одна за другой постят девственно чистые ногти, сообщая, что снять гель в домашних условиях не так уж сложно, так что пусть пока "ногти отдыхают". Многие вспомнили молодость и самостоятельно делают маникюр, педикюр, маски и другие процедуры. А некоторые с удивлением обнаружили, что мама, дочка или даже муж могут их покрасить не хуже, чем мастер в салоне! И заметьте: совершенно бесплатно.

В магазин – как на работу

Муж подруги занялся перетяжкой мебели и, по ее словам, в "Эпицентр" ездит как на работу.

- Он, конечно, ищет поводы и говорит, что ему то одного не хватает, то другого, но мне кажется, что на самом деле он скучает по возможности хоть куда-то выходить, - говорит подруга. – А поход в "Эпицентр" - это возвращение к обычной жизни: одеться, выйти из дома, сходить за машиной, съездить в магазин, выбрать, купить, по дороге еще заехать в продуктовый, приехать, поставить машину в гараж. Вот и полдня прошло, и иллюзия прежней жизни появилась.

Очереди возле строительных супермаркетов наглядно демонстрируют, что иллюзии прежней жизни действительно не хватает многим. Да и ремонтами люди массово занялись – надо же хоть что-то полезное делать на карантине!

Но если строительные и продуктовые магазины работают вполне официально, то остальные открываются только для одного клиента и по предварительной записи.

Знакомая рассказала, как они покупали обувь полуторагодовалому ребенку. Связались с магазином, долго переписывались в мессенджере и в итоге им назначили время.

- Мы приехали в магазин, нас встретили, открыли дверь и провели в торговый зал, где нас уже ожидало полтора десятка пар обуви нужного размера, - рассказывает знакомая. – Нам осталось только выбрать, померить и оплатить.

Ремонты идут по плану

Почти в докарантинном режиме работают практически все точки – от ремонта компьютеров до ремонта автомобилей. В частности, согласно анализу украинского онлайн-сервиса услуг Kabanchik.ua, заказы по ремонту техники и автомобилей остались примерно на уровне февраля.

- Клиенты звонят каждый день и удивляются, что я работаю, - признается мастер по ремонту компьютеров Александр. – Но жить же как-то надо, тем более, что я по-прежнему плачу аренду и скидку мне никто не делает. К тому же работы сейчас очень много – я выхожу даже по субботам, а для постоянного клиента могу и в воскресенье.

Такой спрос, по словам Александра, вполне объясним, ведь сегодня домашний компьютер или ноутбук – это окно во внешний мир. И если раньше в случае неполадки многие не торопились нести технику в ремонт, то сегодня хотят, чтобы компьютер был отремонтирован день в день, и готовы доплачивать за скорость.

Спрос на ресторанную еду упал

Рестораны тоже были бы не против работать на благо клиентов день и ночь, но, судя по длинным очередям машин, недостатка клиентов нет разве что у "Макдональдса". Почему этот игрок без особых хлопот торгует кофе на вынос, в то время как многие украинские кофейни либо закрылись, либо на свой страх и риск продают "из-под полы" - тема отдельного разговора. Но несладко сегодня приходится не только мини-кофейням.

Эксперты ресторанного рынка с сожалением констатируют, что надежды на доставку еды не оправдались: даже крупным сетям с налаженной службой доставки отбить потери не удается. Украинцы, запертые в четырех стенах, предпочитают готовить сами, убивая сразу нескольких зайцев: экономят, занимают себя во время вынужденного безделья, опробуют новые рецепты, а некоторые даже получают удовольствие от процесса и удовлетворение от полученного результата.

Из-за перехода компаний на удаленный формат работы серьезно пострадали кейтеринговые сервисы. Еще печальнее обстоят дела у тех, кто ранее не имел службы доставки, но после введения карантинных ограничений решил ее создать – большинство просто не сумели организовать ее эффективно, а сотрудничество с курьерскими службами вроде Glovo или Uber Eats для них оказалось слишком дорого. К тому же, по словам руководителя компании "Ресторанный консалтинг" Ольги Насоновой, спрос на доставку рос лишь в первую неделю, а затем пошел вниз.

По словам эксперта, сегодня украинские клиенты заказывают в ресторанах в основном "недомашнюю еду": суши, пиццу, блюда китайской кухни, фаст-фуд.

Что касается прогнозов, то, говорит Ольга Насонова, после карантина уже не откроются около 5% столичных заведений. Если же карантин продлится еще на две недели, речь может идти о 10-15%.

КСТАТИ

Наличные – не в почете

Похоже, коронавирусу удалось то, что до сих пор не получалось ни у правительства, ни у банковской системы – отучить нас от наличных. Как сообщает пресс-служба ПриватБанка, на карантине украинцы стали в 2,5 раза меньше пользоваться банковскими кассами и снимать наличные в банкоматах.

За первые 4 недели коронавирусного карантина в Украине количество операций клиентов с наличными в кассах отделений ПриватБанка снизилось в 2,5 раза. Если в начале марта ежедневно в кассах отделений клиенты проводили более 480 тысяч операций, то спустя месяц – менее 200 тысяч. При этом число снятий наличных в банкоматах снизилось по сравнению с началом марта вдвое - с 2,7 млн до 1,3 млн операций в сутки. 

В то же время за последний месяц объем оплаты картами продуктов вырос в 1,8 раза. Если в начале марта украинцы оплачивали еду картами на 285 млн грн в день, то сейчас - более чем на 504 млн грн в сутки.  

Кроме еды, в апреле самыми покупаемыми по безналу остаются лекарства и товары для здоровья - на них украинцы сейчас тратят ежедневно 57 млн грн, в то время как перед началом карантина эта сумма составляла 75 млн грн в сутки. На третьей позиции покупательского спроса расположились хозтовары и товары для дома - 43,2 млн грн в день.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Николай Тищенко: Ресторан "Велюр" не работает для посетителей, но там проходят личные встречи