Владимир Зеленский настаивал на принятии закона о рынке земли именно в этой редакции, так что сомневаться в том, что президент его подпишет, не приходится. Мы решили узнать у экспертов, как именно такая модель открытия рынка отразится на нашей экономике в ближайшие годы.
Запуск с отсрочкой
Открыть рынок земли с кавалерийского наскока не получилось. Если правительство Гончарука продвигало запуск продажи с 1 октября 2020 года, то нынешний вариант предусматривает отсрочку до 1 июля 2021-го.
Как говорили эксперты, прошлое правительство собиралось дотянуть до октября на облигациях госзайма, а с октября поправить платежный баланс за счет притока денег от иностранных инвесторов, которые бы пришли скупать украинские черноземы. Однако сейчас платежный баланс решили поправить за счет денег МВФ, а это около 10 миллиардов долларов. Их должно хватить на год или даже больше. Наверное, поэтому и отсрочили введение рынка земли.
При этом в законопроект внесли еще множество предохранителей, которые должны будут защитить простого украинца. Так, например, до 1 января 2024 года покупать землю смогут только физлица граждане Украины.
Иностранцы получат допуск к рынку только после положительного результата общенационального референдума. Государственная и коммунальная земля продаваться не будут. На первом этапе в одни руки можно будет продавать 100 га, а после 1 января 2024 года юрлица смогут покупать до 10 тыс. га.
Банки смогут кредитовать под залог сельхоз земли и отчуждать ее, без ограничений в размере, но с обязанностью продать в течение 2-х лет. Цена продажи – установлена не ниже нормативной денежной оценки. Для пашни сейчас это порядка 1 тыс. евро за гектар.
Как говорят эксперты инвесткомапнии Hugs, такой формат нельзя назвать полноценным открытием рынка сельхозземли, а лишь малюсенькой полумерой на пути к нему. Но она позволяет "вставить ногу в дверь" для последующих улучшений и изменений, которые обязательно будут вноситься в ближайшее время.
Все ради денег МВФ и стабильного курса
Принятие закона о рынке земли и так называемого "антиколомойского" банковского закона было основным требованием МВФ на пути к расширению программы сотрудничества.
- Необходимо понимать, что принятие земельной реформы в данный момент является вопросом выживания страны в текущих обстоятельствах, - прокомментировал ситуацию аналитик TeleTrade Сергей Родлер. - Налоговое и таможенное ведомство работают неэффективно - доходы в бюджет не добираются, из-за чего дефицит превысил 21,5 млрд грн. С учетом карантина налоги собирать вообще будет не с кого, тогда как хоть какую-то помощь экономике необходимо начать оказывать уже сейчас. Единственный выход - выбить очередной транш МВФ, который настаивал на земельной реформе. Этим и объясняется спешка - рассмотрены были далеко не все поправки, да и в целом принятие решения было вынужденным, так как оно гарантированно вызовет массовые протесты и рост недовольства среди населения. У правительства просто не осталась другого выбора.
При этом, по словам экономиста Алексея Куща, антикризисный кредит в 2 миллиарда долларов Украина и так бы получила. Но теперь мы рассчитываем на 10 миллиардов. Правда, надолго этих денег не хватит.
- Ежегодно наши финансово-промышленные группы и транснациональные компании, работающие в Украине, выводят из страны примерно 8 млрд. долларов, - говорит Алексей Кущ. - Большой бизнес у нас не патриотичен: это трудовые мигранты заводят деньги в страну, а ФПГ, наоборот, выводят деньги из страны. То есть 8 миллиардов МВФ - это как раз для них. Ближайшее погашение внешних кредитов и выход нерезидентов из пирамиды ОВГЗ - опять выходит 8 миллиардов долларов в ближайшее время. Отток наличной валюты за пределы банковской системы - здесь примерно 5 миллиардов. Это коррупционные ренты провластных "элит" и теневая экономика. То есть, в ближайшее время разгорится нешуточная борьба за деньги Фонда между олигархами, финансовыми спекулянтами, иностранными компаниями, коррупционерами и теневиками. Эти деньги нужны им для конвертации своих доходов, высосанных из страны по приемлемому курсу.
По словам Алексея Куща, в ближайшее время будет оказываться давление на НБУ с целью поддержать стабильный курс, чтобы и те, и другие смогли скупиться по хорошему курсу.
- Население на этом празднике жизни будет лишним, - уверен Кущ. - У него закончились все деньги, и с учетом карантина люди будут тратить депозиты не на валюту, а на выживание.
Кстати, сразу после принятия закона о земле на межбанке наметился откат доллара и падение котировок ниже 28 гривен. НБУ впервые за долгое время даже выкупал доллар, чтобы сдержать обвал курса.
Что дальше
Как говорят эксперты, запрет на приход иностранцев очень сильно снизит все обещанные плюсы открытия рынка, которые прогнозировали раньше. Хотя кое-какой положительный эффект все-таки будет. Но не сразу.
- Как всегда, после введения закона будут как победители, так и проигравшие, - говорит аналитик Альпари Максим Пархоменко. - Первое и самое важное изменение - земля обретет капитализацию. Теперь ее можно будет использовать как залог при желании взять кредит. Стоимость компаний, в руках которых она будет находиться, также возрастет - они выиграют и получат большую капитализацию на рынке, что в будущем позволит легче принимать займы, выпускать ценные бумаги. Также в дальнейшем риски по таким компаниям будут ниже, а работа с ними будет вестись легче. Это и даст первый толчок смежным сферам. Первые эффекты от реформы мы получим в лучшем случае через год-полтора после запуска рынка земли. Т.е. по факту первые положительные влияния на ВВП будут ощущаться не раньше 2022 года, и его реальный дополнительный прирост будет составлять от 1% до 3% в год. Стоимость пая также пойдет вверх, но не так стремительно. Ожидать подорожания цен на пай в три раза не стоит. На курс гривны это повлияет только за счет транша МВФ, который будет принят после реализации этого закона.
- Возникает вопрос - а сочтет ли МВФ принятый законопроект реформой? – говорит Сергей Родлер. - До 2024 года юрлица не получат доступ к рынку - стоит ожидать роста серых схем и покупок через подставных лиц, а физлица смогут иметь не более 100 гектаров - этого хватит только для самых мелких игроков. Шансы участия иностранцев стремятся к нулю - по этому вопросу должен состояться референдум, а ведь на их деньги и стоило бы рассчитывать в первую очередь. Получается, что местные олигархи смогут спокойно жить без какой-либо конкуренции со стороны новых игроков. Государственная земля продаваться не будет, что, наверное, хорошо с политической точки зрения, но крайне плохо с экономической - во владении государства находятся огромные площади, но дохода в бюджет они практически не приносят.
По словам Родлера, в таких условиях говорить о притоке инвестиций и ускорении ВВП попросту неуместно.
- В отсутствии спроса стоимость земли будет оставаться низкой еще как минимум четыре года, - резюмирует эксперт. - Закон был направлен на развитие фермерства, но для этого необходима финансовая поддержка. Откуда будут деньги, пока совершенно непонятно. Позитивным моментом является отсрочка до лета 2021 года, что позволит участникам рынка сосредоточиться в первую очередь на решении текущих финансовых проблем.
По словам Родлера, в данный момент существует только формальная оболочка закона без каких-либо подробностей, так что рассуждать о деталях реформы и ее влиянии на экономику бесполезно. Депутатам еще нужно будет принять ряд уточняющих законопроектов, где будут подробно прописаны условия и механизмы покупки земли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Закон о рынке земли: чего ожидать фермерам, инвесторам и агрохолдингам