Более полугода прошло с момента национализации ПриватБанка. Все это время никто не трогал бывших руководителей финучреждения, хотя вопросы к ним возникали, как в Нацбанке, так и у экспертов рынка. Как оказалось, все ждали 1 июля, даты до которой бывшие владельцы Привата должны были реструктурировать свои кредиты. И вот в первый рабочий день лета и грянул гром.
Артподготовка
Первыми вступил в игру минфин. На сайте ведомства было опубликовано письмо, в котором бывшие владельцы Приватбанка Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов просят его национализировать. Акционеры в ответ пообещали провести реструктуризацию 75% кредитного портфеля Приватбанка до первого июля для покрытия убытков государства.
Как заявили в финансовом ведомстве, срок обязательств истек, а значительного прогресса в реструктуризации "достигнуто не было". Более того, Коломойский и Боголюбов, "обязались содействовать процессу национализации Приватбанка", а также не совершать давление на органы государственной власти и новое руководство"
"Вместо этого мы наблюдаем скоординированную юридическую и медийную кампании против интересов государства", — заявили в Минфине.
Буквально сразу после опубликования этого письма в битву вступил Нацбанк. Там заявили, что в ближайшее время будет запущена юридическая процедура взыскания по кредитам экс-владельцев ПриватБанка, так как до 1 июля задолженность не была реструктуризована.
"Таким образом, сейчас государство и ПАО „ПриватБанк“ перешли к юридической процедуре взыскания и реализации соответствующей юридической стратегии, конкретные шаги которой пока не могут быть разглашены", — указано в сообщении.
Банковская процедура будет аналогичной к обычной процедуре взыскания в случае просрочки долгов, поэтому речь идет в большей степени о принудительном взыскании.
Ну и вишенкой на торте стало выступление Генпрокурора Юрия Луценко, который заявил, что Генеральная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура расследуют несколько дел, связанных с ПриватБанком. По его словам, к нему попало обращение Александра Шлапака, в котором отмечается, что экс-руководство Приватбанка перед национализацией проводило незаконные операции со связанными с банком лицами, повлекшее причинение государству убытков в особо крупных размерах. Речь идет о миллиардах гривен.
"Прежде всего, сразу после обращения главы правления банка Александра Шлапака о совершенном преступлении были наложены аресты на ликвидное имущество Приватбанка и связанных с ним структур - более 700 объектов недвижимости Приватофиса", - сказал Луценко.
По его словам, ГПУ в течение последних недель активно допрашивает членов кредитного комитета ПриватБанка.
"Готовятся подозрения. Также ГПУ изучает документы и допрашивает ряд работников Нацбанка, которые должны были контролировать процессы в ПриватБанке", - добавил Луценко.
Что за занавесом
Как вы понимаете, такая синхронность действий со стороны контролирующих органов, не может быть случайной. Дело в том, что после национализации банка, его начали засыпать исками. Делали это в том числе и бывшие владельцы банка.
"На дату составления этой отдельной отчетности против ПриватБанка были поданы иски в суд в сумме $279 млн, 1,579 млрд грн и 3 млрд евро (9,043 млрд грн по обменному курсу на дату подписания данной финансовой отчетности)", — сообщается в отчете банка.
Финансовый аналитик Виталий ШАПРАН считает, что таким образом бывшие акционеры банка хотят "заработать" на ошибках при национализации банка. Экономист Александр ОХРИМЕНКО и вовсе полагает, что перед национализацией в декабре прошлого года между акционерами банка и властью была заключена договоренность, согласно которой их активы, которые находятся в залогах ПриватБанка никто отбирать не будет. Однако, кто-то из сторон не сдержал слово, после чего между бывшими акционерами и государством началась война.
Аналитик ГК "Телетрейд" Богдан Терзи считает, что ситуация достаточно острая и конфликт будет затяжным.
- Не думаю, что Коломойский с Боголюбовым так просто сдадутся, - говорит Богдан Терзи. Уверен, что первым делом они будут пытаться пролонгировать задолженность. Если этого не удастся добиться, то светит этому делу длинное (несколько лет) судебное разбирательство, возможно, даже на международном уровне. Пока, конечно, правительство может заморозить счета и имущество экс-владельцев и это на некоторое время успокоит рынок и реакции бурной не произойдет.
Единственное, радует тот факт, что конфликт вокруг ПриватБанк, по мнению экспертов, не должен привести к каким-то глобальным экономическим потрясениям.
Влияния на экономику и финансы страны эта новость не окажет - вся реакция случилась еще в момент передачи Привата под контроль государства, - резюмирует Богдан Терзи. - Большинство инвесторов еще тогда понимали, что ничего экс владельцы выплачивать не будут и это уже заложено в цены и основные прогнозы.
КОМПЕТЕНТНО
|
Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности:
- За латание дыры в балансе ПриватБанка после его национализации каждый украинец заплатит из своего кармана более 3500 гривен. Такой оказывается цена за спасение ПриватБанка, которая значительно превышает уровень минимальной заработной платы.
Понятно, что крупнейший банк государства необходимо было спасать. Но почему глава НБУ допустила такую ситуацию, если видела, что бывший владелец не собирается выполнять условия по докапитализации этого банка? Почему НБУ, обнаружив безысходность этой ситуации, решил переложить ответственность за свой непрофессионализм на плечи украинского народа?
Это уже не первый банк, которому кураторы от НБУ позволяли выводить огромные средства, а потом только жаловались, что ничего не замечали и не могли ничего с этим сделать.