"Нафтогаз" против "Газпрома": пять вопросов о решении Стокгольмского арбитража

Эксперты рассказали о плюсах и минусах вердикта по газовому делу.

Фото: REUTERS

Фото: REUTERS

В последний весенний день Трибунал при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма вынес отдельное решение по делу НАК "Нафтогаз Украины" против ПАО "Газпром" по контракту на поставки газа в Украину с 2009 года. Как сообщает украинский монополист суд полностью отклонил требование Газпрома о применении принципа "бери или плати", а также удовлетворил требование Нафтогаза о пересмотре контрактной цены с учетом рыночных условий. Однако, по некоторым спорным моментам решение еще не принято. Итак, давайте разберемся, сколько в этой новости "зрады", а сколько "перемоги".

В чем суть претензий?

"Нафтогаз" и "Газпром" еще до кризиса в отношениях между Украиной и Россией начавшегося в 2014 году, имели претензии друг к другу. Постоянные газовые войны, показательные перекрытия вентиля, заявления о том, что Украина не обеспечивает транзит топлива в Европу – все это происходило с 2005 года и до какого-то момента все эти претензии считались политическим вопросом. Но летом 2014 газовые монополисты двух стран подали иски друг к другу в Стокгольмский арбитражный суд. Изначальные претензии сторон составляли несколько миллиардов долларов, но потом постепенно они росли и достигли астрономической суммы - в 80 миллардов долларов.

По состоянию на начало апреля 2017 года, взаимные претензии "Газпрома" и "Нафтогаза" по контракту купли-продажи газа с учетом штрафов и процентов составляли около $47,1 млрд и $30,3 млрд соответственно.

Основная претензия "Газпрома" была к условию контракта 2009 года, где содержался пункт "бери или плати". То есть, Украина должна была выкупать 52 миллиарда кубометров газа в год. Без учета штрафов и процентов по этому пункту контракта "накапало" $34,5 млрд, а с учетом штрафов сумма выросла до 42,8 млрд долларов.

Второй пункт, по которому "Газпром" требовал от Украины 2,2 млрд долларов спорной цены в IV квартале 2013 года и II квартале 2014-го.

"Нафтогаз" же требовал от "Газпрома" $14,1 млрд (18 млрд с учетом штрафов) за переплату за газ, приобретенный с 20 мая 2011 года до октября 2015-го и пересмотр формулы ценообразования. Так же Украина по контракту 2009 года не имела права перепродавать российский газ в Европу. Этот пункт тоже был оспорен.

Вторая часть иска была подана позже, осенью 2014 года и касается ставок на транзит российского газа через территорию Украины. По этому делу "Нафтогаз" надеется взыскать с российской компании 12,3 млрд долларов. "Газпром", в свою очередь, требует 6,64 млрд долларов.

Что решил суд?

Пока известно, что Стокгольмский арбитраж принял промежуточное решение, которое касается первой части спора. Все вопросы, связанные с транзитом должны быть решены до конца июля. Украинская сторона уже объявила о победе. Так как основная претензия "Газпрома" была отклонена.

- Трибунал полностью отклонил требование "Газпрома" о применении принципа "бери или плати", а также удовлетворил требование "Нафтогаза" о пересмотре контрактной цены с учетом рыночных условий, - сообщили в пресс-службе "Нафтогаза".

Эксперты в один голос говорят, что отмена пункта "бери или плати" - это действительно позитивное решение для Украины.

- Отмена принципа "бери или плати" - самое ожидаемое решение, - говорит энергетический эксперт Валентин Землянский. -  Без юридической аргументации и так было понятно, что стране с падающим реальным сектором экономики не нужны были избыточные объемы газа. Поэтому требование покупать 52 млрд кубометров в год противоречит, как рыночным принципам, так и здравому смыслу. Кроме того, прагматизм арбитров состоял в том, что удовлетворение требований на 30 с лишним миллиардов долларов могло создать крайне нехороший прецедент для рассмотрения аналогичных споров в дальнейшем, вне зависимости от того будет ли это "Газпром" или европейская компания. Для Украины же это решение - несомненный позитив. Нас, по сути, сняли с "газового счетчика".

В то же время, по словам эксперта, отмена запрета на реэкспорт российского газа нам ничего не дает, ведь мы не закупаем российский газ.

Как же изменилась формула?

В Украинском МИДе заявили, что после 2014 года будет применяться не та формула для определения цены, которая прописана в контракте, и к которой были основные претензии "Нафтогаза", а формула но основании цены на газовом европейском хабе. Но тут кроется некоторая неопределенность.

- Наша сторона требовала, чтобы цена на российский газ рассчитывалась, как стоимость газа в Европе минус стоимость его транзита, - говорит соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – В то же время Россия настаивала на формуле цена в Европе плюс доставка оттуда. Мне самому интересно было бы взглянуть, какое решение принял суд

Между тем, в комментария российской стороны звучат фразу, что в решении суда нет конкретных цифр. Из этого эксперты делают вывод, что новую формулу там так и не прописали.

- Изменение формулы ценообразования – это общепринятая практика ценообразования в контрактах между Газпромом и ЕС, - говорит Валентин Землянский. - Арбитраж привел в соответствие этот пункт контракта, но окончательное решение остается за сторонами. И принято оно должно быть в процессе переговоров, которых в обозримом будущем пока не предвидится. Да и срок для использования этой возможности уже невелик. До конца действия контракта осталось 2,5 года.

Что с другими претензиями?

Еще один спорный момент в решении Стокгольмского арбитража касается периода конца 2013 и второго квартала 2014 года. Дмитрий Марунич говорит, что после оглашения окончательного вердикта, скорее всего, за этот период придется уплатить "Газпрому" около 1 млрд долларов. Такова разница в пересчете цен на газ за период 2013-2014 год в пользу "Газпрома" и с конца 2014 до третьего квартала 2015 года в пользу "Нафтогаза".

- Это пока предварительные цифры, - говорит Дмитрий Марунич. – С учетом, что "Газпром" требовал более 2 миллиардов долларов, то снижение размера этих претензий до 1 миллиарда долларов, вроде как, и хорошо. Но следует учесть, что за период с 2015 по 2017 год, пока Украина покупала газ в Европе, мы переплатили где-то миллиард долларов по сравнению с ценой российского газа. То есть, получается, что Украина суммарно все таки теряет около 2 миллиардов долларов – миллиард переплаты и миллиард придется выплатить "Газпрому".

Кликните для увеличения 

Что дальше?

Как говорят эксперты, нынешнее решение суда не окончательное и нужно ждать еще несколько месяцев, пока Стокгольмский арбитраж вынесет вердикт по вопросам транзита. И хотя, это решение можно считать победой, но как говорит народная мудрость, "цыплят по осени считают".

- Первый бой прошел в пользу Украины, но основная битва еще только впереди, - считает Валентин Землянский. - В связи с этим открытыми остается вопрос финансовых претензий, которые будут определены в окончательном решении Стокгольмского арбитража. В чью пользу склонится чаша весов - вопрос открытый.

При этом дальнейшее сотрудничество "Нафтогаза" и "Газпрома" эксперты считают маловероятным.

- Контракт рассчитан до 2019 года, - говорит Дмитрий Марунич. – Но я очень сомневаюсь, что Украина будет покупать газ у России, даже если цена на него будет существенно ниже, чем на реверсные поставки. Этот вопрос находится в политической плоскости и пока отношения двух стран напряженные, вопросы закупки газа у "Газпрома" подниматься не будут. После 2019 года никто никому уже ничего не будет должен. Можно будет заключать новый контракт или не делать этого. Беспокоит другое – Россия активно строит газопроводы в обход Украины и, скорее всего, после 2019 года наша страна потеряет статус основного поставщика российского газа в ЕС.