Кого судят и почему так долго: четыре вопроса об одесской трагедии 2 мая

К третьей годовщине драмы у Дома профсоюзов, "КП" в Украине" узнавала, как продвигается расследование.

Столкновения в центре Одессы напоминали настоящие военные действия/ Фото: Архив «КП»

Годовщина трагедии 2 мая в Одессе традиционно вызывает вал заявлений силовиков. Генпрокуратура, министерство внутренних дел и СБУ обещают вот-вот окончательно расследовать дело и объяснить, почему столкновения 2 мая 2014 года привели к гибели 48 человек. С момента трагедии прошло уже почти три года. Ведутся какие-то следственные действия, судебные заседания, задержания подозреваемых. Но до сих пор за смерть 48 человек никто так и не ответил.

1. Почему так долго ведется расследование?

За ходом расследования следит не только Украина, но и весь мир. В частности, за работой следователей наблюдает Международная консультативная группа (МКГ), задача которой - следить за тем, чтобы расследование отвечало международным стандартам. В отчете МГК еще в ноябре 2015 года заявляла, что ведение дела не соответствует требованиям Европейского суда по правам человека из-за предвзятости расследования, неэффективности следственных органов и сомнительных судебных процессов.

О судебных процессах по делу 2 мая нелестно отзывалась и мониторинговая миссия ООН по правам человека. В своем весеннем отчете о ситуации в Украине с ноября 2016 по февраль 2017 года представители ООН предполагали, что никто не был осужден в связи "с низким уровнем доверия к судебной власти, что является результатом главным образом частых злоупотреблений надлежащей правовой процедурой, неоправданных задержек и неспособности обеспечить судопроизводство, отвечающее гарантиям справедливого судебного разбирательства, а также случаев вмешательства в судебный процесс".

Со своей стороны, начальника ГУ полиции в Одесской области Дмитрий Головин уверяет, что расследование длится так долго, потому что оно является знаковым и у следствия нет права на ошибку. Однако при этом Головин отмечает, что многие доказательства были утрачены еще в 2014 году.

И действительно, автор этого материала смог пройти в выгоревший Дом Профсоюзов через несколько дней после трагедии - четвертого или пятого мая 2014 года. И примерно еще месяц тогда здание было открыто для всех желающих - тысячи людей бродили по этажам, отмечались случаи мародерства и вандализма. В непострадавших крыльях здания по-прежнему работали офисы профсоюзов, а их сотрудники жаловались на то, что воры и вандалы взламывали двери решетки и даже "накладывали" кучи в приемных, и выносили оргтехнику.

Естественно, многие вещественные доказательства были украдены или просто затоптаны - только спустя какое-то время двери были закрыты, а центральный вход огражден забором. В те дни было не очень понятно, что же будет с Одессой дальше, власть на местах менялась и никому не было особо дела до расследования.

Милиция практически не вмешивалась в действия активистов. Фото: архив КП

2. А судят кого?

Под стражей по делу уже не один год находятся пять человек - Максим Сакауов, Евгений Мефедов, Сергей Долженков, Владислав Романюк и Сергей Корчинский, недавно добавился и Гурьев.  Все они - представители Антимайдана. Еще несколько участников событий - под подпиской о невыезде и регулярно ходят на судебные заседания. Сергей Долженков, более известный по кличке "Капитан Какао" как лидер радикальной пророссийской организации "Одесская дружина" – именно тот человек, который вел пророссийски настроенных активистов 2 мая на столкновения с проукраинской группой.

За время суда менялись судьи, часто срывались представителями патриотических организаций заседания, регулярно происходили драки между активистами о полицией. Решения по этим лицам пока нет.

11 апреля прокурор Одесской области Олег Жученко заявил, что в деле о массовых беспорядках появились двое новых подозреваемых.  Один из них находится на неконтролируемой Украиной территории Донбасса (в "ДНР"), другой - в России. Личности этих граждан установлены, им заочно объявлено о подозрении по ст. 294 УК Украины (организация и участие в массовых беспорядках).

Кроме того, прокурор сообщил о задержании еще одного подозреваемого, находившегося в розыске с 2014 года. В настоящее время он находится под стражей. Одесское интернет-издание "Думская" со ссылкой на свои источники сообщало, что это человека зовут Евгений Гурьев и он три года находился в розыске. В то же время гражданин Евгений Гурьев того же года рождения (1982) фигурировал в списках активистов одесского антимайдана, подготовленных к обмену на украинских военнопленных осенью 2014 года.

- Евгений Гурьев был задержан еще в день беспорядков, 2 мая 2014 года, - рассказал "КП" в Украине" член общественной группы по расследования событий 2 мая Сергей Дибров. – Но через день – во время того, как родственники задержанных собрались у городского УВД, требуя освобождения задержанных, его выпустили.  Так что до этой весны Гурьев оставался на свободе.

Интересные подробности о задержании Гурьева сообщил экс-советник начальника облУВД на своей странице в ФБ.

"Женя Гурьев жил в Одессе. Решил поработать на автомойке. Когда начал требовать у директора деньги за работу, тот его послал, - пишет Сердюк. – Женя обиделся и пошел писать заявление в Киевский райотдел Одессы. Заявление приняли и Женю отпустили. А когда дежурный начал "набивать" информацию по заявлению, при наборе ФИО Жени сработала база "розыск". Женю снова пригласили в райотдел, откуда он уже поехал в СИЗО, как говорят, "в полном недоумении".

- Гурьев и не думал прятаться. Не сбегал из города, просто переехал на другую квартиру и даже не знал, что находится в розыске, - подтверждает Сергей Дибров.

Пожар в Доме профсоюзов унес жизни 42 человек, еще 6 погибли во время столкновений. Фото: архив КП

3. Был ли события столкновений спланированы заранее?

Ходит много слухов о том, что столкновения 2 мая в Одессе были заранее спланированы. При этом предполагалось, что все обойдется "потешными" боями в центре города и последующим бескровным разгромом лагеря пророссийских активистов на Куликовом поле у Дома Профсоюзов. Разгром лагеря пророссийских активистов якобы был удобен для обеих сторон. Украинские патриоты якобы получали срочную победу, а антимайдановцы - имидж гонимых.

Недавно общественники из группы по расследования событий 2 мая заявили о том, что еще в конце апреля 2014 года неизвестные при посредничестве руководства областной полиции якобы передали лидерам боевой части одесского Антимайдана около 50 тысяч долларов. Вполне возможно, что это могли быть деньги за невмешательство во время запланированного разгрома лагеря антимайдановцев на Куликовом поле.

- По словам свидетелей, деньги в размере примерно 50 тысяч долларов были переданы в конце апреля одному из лидеров одесской дружины Егору Кваснюку, - рассказывает Сергей Дибров. - Передача денег проходила при посредничестве тогдашнего начальника ОблУВД Петра Луцюка и его зама Дмитрия Фучеджи. Условием договоренностей был перенос палаточного городка от Дома профсоюзов на окраину города. По имеющимся свидетельствам 15 тысяч долларов были направлены на юридическую помощь сидящим в СИЗО активистам, а остальные деньги на дальнейшую деятельность "Одесской дружины".

"Договорняки" в Одессе - дело привычное. Люди, выросшие в одном городе, быстро находят общий язык друг с другом, даже если находятся по разные стороны баррикад.

Однако, по какой-то причине, события вышли из-под контроля. И "потешные бои" в центре города превращаются в кровавые столкновения, а "бескровный разгром" палаточного лагеря Антимайдана - в гибель десятков людей в Доме Профсоюзов.

4. А где же высокопоставленные обвиняемые?

В суд были передано дело в отношении тогдашнего начальника Одесской милиции Петра Луцюка. Его обвиняли в умышленном бездействии, в неоказании помощи, в служебном подлоге. Петр Луцюк был назначен на этот пост начальника областного Управления МВД незадолго до трагедии из другого региона. Несмотря на наличие плана "Волна" для противодействия массовым беспорядкам, он так и не был введен в действие. На некоторое время Луцюк исчез, вроде бы уехав в одну из стран Восточной Европы. Потом дело долго рассматривалось в одесском суде. Результата нет.

Подозрение было объявлено и заместителю Луцюка - Дмитрию Фучеджи, руководившему действиями правоохранителей во время беспорядков. Как неофициально говорят правоохранители, весной 2014 года Фучеджи отвечал за общение милиции с радикалами с обеих сторон. И, по слухам, доходило до смешного - решал проблемы ряда из активистов с учебой в вузах - несданными сессиями и тому подобным. Уголовное преследование против него открыли за то, что 4 мая он под давлением толпы, выпустил всех задержанных 2-го мая.Евромайдановцы обвиняют Фучеджи в том, что он с группой милиционеров прикрывал пророссийских активистов (численно они проигрывали проукраинцам). Довольно скоро после событий, покинул город и скрылся в Приднестровье. Интересный момент - по данным ГПУ, Фучеджи в течение полутора лет после своего бегства из Украины получал полковничью пенсию. В результате с ноября 2014 по апрель 2016 года ему было начислено и выплачено свыше 150 тысяч гривен.

Лишь три года спустя в суд правоохранители добились решения суда об аресте  занимавшего в то время пост начальника Одесского областного управления МЧС Владимира Боделана, кстати, сына бывшего губернатора и мэра города. Комизм ситуации в том, что Боделан до сих пор числится в розыске. Вскоре после событий  2 мая 2014 года он уехал за границу. Общественники и родственники погибших обвиняют Боделана в преступной халатности. Утверждают, что машины на Куликово поле, где горел Дом профсоюзов, Боделан распорядился отправлять лишь после его звонка – в итоге машины ехали к месту возгорания более часа, хотя от ближайшей пожарной части – всего несколько минут. Позже Боделан, уже подав в отставку, говорил, что боялся посылать людей на место пожара - так как днем во время боев в центре города приехавшую пожарную машину захватили участники столкновений (она прибыла, чтобы тушить полыхавшие от коктейлей Молотова машины).

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

2 мая 2014 года в Одессе около двух тысяч человек – сторонники Евромайдана, представители Самообороны, футбольные фанаты решили пройтись по центру маршем в поддержку единства Украины. Однако навстречу им шли сторонники Антимайдана. В результате столкновений в центре города пророссийские активисты были разгромлены, после чего активисты Евромайдана направились  к Куликовому полю, где находился лагерь Антимайдана. Многие пророссийские активисты при приближении проукраинский толпы укрылись в Доме Профсоюзов. Однако с собой они захватили в здание деревянные поддоны для баррикад и коктейли Молотова. Противники продолжили "обмен" коктейлями, в результате чего здание Дома Профсоюзов загорелось.

Итогом трагедии 2 мая стало 48 погибших и более 200 раненых. В МВД Украины заявили, что события были заранее спланированы. Однако точных доказательств нет до сих пор. Обвиняются правоохранители, которые допустили беспорядки, несмотря на то, что были предупреждены заранее. А также пожарные, которые приехали на место пожара слишком поздно.