Жизнь в Луганске: снос ларьков и рост комиссионок

Автор "КП" в Украине" несколько дней провела в оккупированном городе.

Луганчане все чаще говорят «как будто совок вернулся». Фото: Элеонора СТОЙЧЕВА

Последний раз в родном городе была около года назад. Казалось бы, прошло совсем немного времени, но Луганск изменился. Даже в родном дворе, где раньше росли мамины цветы, стояли сетки, натянутые на вкопанные в землю палки.

- А что делать? Красота красотой, а побеждает холодильник. Пришлось все убрать, чтобы теплицу поставить – огурцы, помидоры выращивать. Заготовки делаем на зиму… - объясняет мама. - А цветы я и на улице перед домом посадила. Правда, несколько кустов роз какая-то зараза недавно выкопала.

Очереди за белорусской колбасой

Захотелось развеяться, поглазеть на центр, прошвырнуться по центральному рынку (самое популярное среди луганчан место). Глаза с любопытством выискивали перемены. Вот магазин "Юность", ставший теперь гастрономом "Пролетарский". Внутри без особых "обновок" - все те же прилавки и витражи. Ассортимент продуктов велик, но почему-то сразу три человека просили им взвесить лишь белорусские сосиски.

- Так они самые дешевые и вкусные, деточка. Мы только их всегда и берем. Кило около 120 рублей (57 грн.), а местная колбаса 200 (96 грн.). Иногда  и под 400 рублей (191 грн.) доходит, - объясняет покупательница, забирая пакет с сосисками.

- Это точно. Надо еще в ларьке напротив курицу взять. Всего 95 рублей (46 грн.) за кило. В центре дороже, – подхватывает услышавшая наш разговор пенсионерка. - Еще говорят, рядом яйца видели за 42 рубля (20 грн.). Подешевели, что ли, были везде по 55 (27 грн). С нашей пенсией в 2 тысячи (около тысячи грн.) нужно искать экономварианты.

Женщины продолжили сетовать на плохую жизнь у прилавка, а я, перебежав дорогу, прыгнула в маршрутку. Передала за проезд 10 рублей (4,80 грн).

И вдруг где-то вдалеке раздалось: "Бах!" Взрыв? Похоже, где-то за чертой города. Пассажиры маршрутки и ухом не повели. Привыкли. А за окном тем временем пролетали родные места. Вот школа, в которой я проучилась пару лет, а через дорогу садик. Вдали золотые купола церкви, в которой меня крестили. Небольшой мост через реку Лугань. У ее берегов собралось с десяток рыбаков - такого количества до войны я ни разу здесь не видела.

Украинских надписей в городе практически не осталось. Сине-желтую символику заметила лишь дважды: на старых потертых воротах в центре города и на столбе у рынка Пархоменко. Зато спустя годы не тронутыми остались надписи: "За Литвина", "За Януковича". Городской театр "ляльок" стал "кукольным". В центре сняли большой экран, на котором раньше крутили надоедливую рекламу. Через дорогу памятник Шевченко. Его не тронули. Осталось парочка засохших цветков. Наверное, положили букеты еще в марте в день рождения поэта.

Но что бросается в глаза - небывалое доселе количество "комиссионок". Все стало на свои места, когда я вошла в торговые ряды центрального рынка…

Весной 2014 года даже раритетные английские танки времен Первой мировой планировали поставить на ход. К счастью, оставили на постаменты. Фото: Элеонора СТОЙЧЕВА

"Они хотят оставить нас без работы"

Первые прилавки - глаза округляются. Цены на одежду и обувь аховые. Вот обычный синтетический пиджачок. Цена - 500 гривен в базарный день. А он стоит почти 2500! Кто его покупает, учитывая средние зарплаты в 2-3 тысячи гривен? Продавцы сами не скрывают – покупательский спрос упал ниже "некуда".

– Я уже ничего не завозила почти полгода. При Украине моталась раз в два месяца стабильно в Харьков за товаром, - жалуется продавщица, нервно перекладывая с одного места на другую белую футболку. - А что цены? Думаете, легко сейчас товар привезти? Тут вообще думаешь, как бы еще точку не потерять. Вы вглубь пройдитесь. Увидите, что с рынком сделали, как его "улучшают". Эта власть местная все никак себе карманы не набьет. Хотят нас без работы оставить.

Продавец напротив тоже не скупится на комментарии:

- Ни одно предприятие в городе нормально не работает. Многие закрыли, людей сократили. Вот с нас и дерут денежки в бюджет. Реконструкцию рынка устроили. Хотят половину снести, а затем эти же места "обновленные" нам и продать. Откуда у нас деньги? Уже сама бы ушла с этой работы, да куда устроишься. А они еще предлагают молодежи из Украины сюда ехать, учиться и работать. Сама по телевизору этот бред слышала. Рассказывают, мол, как тут хорошо, а на самом деле беспредел полный.

Послушав совет, "нырнула" в глубь рынка. Выглядит все мрачно. Полупустые ряды, где когда-то торговали чаем, конфетами. Еще несколько рядов с одеждой готовятся под снос. Вот уже разваленные торговые точки. Пока без изменений остались ряды с овощами, мясом. Продавцов много. Есть молочка, фрукты, овощи, но покупателей практически нет.

Присмотрелась к ценникам: в принципе чуть дороже киевских. Кило помидоров - 87 грн., огурцы - 57, морковь - 15, свиная мякоть - 140, ребра говяжьи – 110, хлеб 6-7 гривен.

Хуже всего дело обстоит в магазине бытовой техники. Здесь покупателей шаром покати. Ничего удивительного. Самый простенький утюг, который можно купить гривен за 300-400, здесь стоит около 2 тысяч гривен. Китайская микроволновка - 3-4 тысячи гривен.

А на одном из еще не отремонтированных балконов висит плакат с подписью "Мир Луганску!" Фото: Элеонора СТОЙЧЕВА

Гималайский медведь умер от инсульта

На следующий день решила забыть о плотском и устроить культурную программу. Сначала заскочила в парк Первого Мая. Там уже полным ходом шла подготовка к открытию сезона: рабочие проверяли исправность аттракционов, коммунальщики вычищали дорожки, выгребали мусор. Любимые с детства аттракционы стояли на своем месте – "Ромашка", или как его еще называют "Ветерок", и "Веселая горка" - большой прицеп в виде машинок, которая ездит по трамплинной дорожке.

Детские воспоминания о сладкой вате и катании на горках прервал звериный вой. Звук шел из зоопарка. Только заглянула в открытые ворота, как навстречу вынырнула женщина.

- Ой, вы к нам? – спросила она, подбегая к будке с надписью "касса". Почему бы и нет. Билетик обошелся в 50 рублей (25 грн.).

Кроме меня в зверинце из посетителей была лишь влюбленная парочка, которую больше всего заинтересовал развалившийся на полу лев Симба. Хоть бы рыкнул. Рядом с жилищем Симбы пустовала большая клетка. Раньше там обитал гималайский медведь Крош. Где теперь он?

- Помер. С полгода как точно. Инсульт. Найдут ли ему теперь замену – неизвестно, - рассказал мне рабочий зоопарка.

Прогулявшись по пустующим парковым аллеям, отправилась в музеи. Самый ближайший – Владимира Даля. Всего-то минут 10 ходьбы. Пока шла, развлекалась "считалкой" - сколько мне на пути попадется пешеходов и проезжающих автомобилей. За 700 метров - пять машин, две маршрутки и 13 человек. А раньше здесь было намного людней.

Когда вошла в музей Владимира Даля (кто не знал, он родился в Луганске), оказалась единственным посетителем. Меня даже переспросили, хочу ли просто пройтись по залам или с полноценной экскурсией. Учитывая, что все бесплатно, согласилась в очередной раз послушать историю знаменитого земляка. Пересказывать экскурсию – смысла нет. Одно порадовало – за музеем следят. Сохранились труды Владимира Даля, редкие снимки и главная изюминка – фортепиано, подаренное в XIX веке "Казаку Луганскому", как называли писателя.

Следующий пункт путешествия - музей истории Луганска. Его открыли не так давно – после ремонта на втором этаже, куда несколько лет назад попал снаряд. Сейчас он стоит как новенький. Сотрудники говорят, что во время артобстрела коллекцию музея спасли. Пострадало лишь пианино в одном из залов. Его из-за тяжелого веса не смогли вынести.

День закончился прогулкой в сквере, где стоят танки Mk V. Настоящая реликвия. Эти британские боевые машины использовались еще во время Первой мировой. Всего на постсоветском пространстве их осталось 5 штук – и два из них стоят в Луганске. Машинки сохранилась хорошо благодаря реставрации, которая прошла еще до АТО. Правда, с годами они обросли надписями: "Димочка+Дианочка=навсегда" и "Вова дурак".

Но снова вокруг ни души. Мимо лишь раз прошел пенсионер, прогуливающийся с рыжеватой таксой на поводке.

Я поднялась выше и осмотрелась. Напротив стоит краеведческий музей, по левую руку "Хрустальное кабаре". С детства мечтала хоть разок побывать в этом ресторанчике – привлекала никогда не меняющаяся вывеска на стене с девушкой в белом танцевальном купальнике и перьях. Видимо, эта мечта уже никогда не сбудется: окна заколочены, двери закрыты.

Через дорогу от него бросается в глаза еще одно здание. Многоэтажка, пострадавшая в 2014 году. Тогда в доме было разрушено много квартир, балконов. Дыру в стене уже заделали, все потихоньку штукатурится, закрашивается. А на одном из еще не отремонтированных балконов висит плакат с подписью "Мир Луганску!". Главное, чтобы он действительно наступил…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украина прекращает поставки электричества в "ЛНР"