"Почти как ЗСТ"
Украина и Израиль вводят экономический безвиз. Таким громким заявлением украинский премьер Владимир Гройсман подытожил встречу с израильским коллегой Биньямином Нетаньяху.
"Сейчас мы фактически вводим экономический безвиз. Когда наши товары, наши экономики будут больше интегрироваться. И главное, что уже сейчас возможно расширять зону свободной торговли (ЗСТ), в том числе и на услуги, обеспечивать механизмы совместного инвестирования", – сообщил Гройсман.
Экономисты, опрошенные "КП" в Украине", затруднились ответить, чем объявленный "безвиз" отличается от ЗСТ. Большинство сошлись на том, что это – очередной "новояз" от украинского правительства, означающий снятие некоторых ограничений в торговле. Более конкретные выводы из премьерского спича экономисты сделать не смогли.
По мнению Гройсмана, Украина и Израиль нужны друг другу, поскольку могут увеличивать товарооборот. Но самое главное, добавил премьер, это сферы, в которых объединение усилий может обеспечить нашим странам настоящее мировое лидерство: промышленный сектор, энергетика, машиностроение, новейшие технологии, инновации.
Впрочем, эксперты премьерский оптимизм не разделяют.
- С Израилем нам будет непросто сотрудничать – практически нет общих тем для обсуждения бизнеса, - сказал в комментарии "КП" в Украине" президент Украинского аналитического центраАлександр Охрименко.
По его словам, исключением могут стать разве что продукты, но это вовсе не означает, что после "безвиза" израильская еда на прилавках тут же подешевеет. Если это и произойдет, то в неблизкой перспективе.
- Анонсированный экономический безвиз - это хорошая мина при плохой игре, причем у нашего премьера всегда так, - добавил аналитик Алексей Кущ. – Нам дают красивую подводку под бессмысленное и однобоко выгодное для Израиля соглашение. Никаких инвестиций и услуг в рамках этого соглашения не будет, а будут израильские помидоры и капуста.
Вопреки советам Трампа
В последние годы вокруг Украины был создан целый "пояс" из бессмысленных договоров о ЗСТ. Например, ЗСТ с Албанией, вхождение в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), где остались лишь Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. После ЗСТ с Канадой наш торговый дефицит во взаимной торговле и вовсе вырос, но на это мало кто обратил внимание, поскольку товарные объемы настолько невелики, что соглашение было бессмысленно с самого начала. Разве что чиновники получили возможность за госсчет ездить в Канаду и обратно.
- Что касается ЗСТ с Израилем, то Украина практически завершила процесс ее создания: наш парламент ратифицировал соответствующее соглашение 11 июля, - говорит Кущ. - Среди базовых условий: Израиль отменяет ввозные пошлины на 80% украинских товаров в промышленном сегменте и на 9% - в аграрном. Украина отменяет 70% импортных пошлин на израильские промышленные товары и 6% – на сельскохозяйственные.
Эксперт напоминает об универсальном рецепте повышения внешнеэкономической эффективности для любой страны от Дональда Трампа: заключать соглашения о создании ЗСТ с теми странами, с которыми зафиксирован профицит внешней торговли, и разорвать (или хотя бы пересмотреть) соглашения с теми, где торговля дефицитна.
В Украине же все происходит с точностью до наоборот: с теми странами, у которых мы покупаем товаров больше, чем им продаем, у нас подписаны соглашения о ЗСТ, а с теми, где наш экспорт превышает импорт, – нет.
Справедливости ради надо сказать, что Израиль здесь является исключением, хотя наши торговые цифры с этой страной мизерны.
Есть ли у нас шанс?
В случае с Израилем Украина имела уникальный шанс найти совершенно иной формат сотрудничества, говорит Алексей Кущ. Для этого необходимо было применить базовые инструменты стратегического планирования, выявить сильные и слабые стороны, риски и потенциальные возможности.
- Самая сильная сторона Израиля заключается в его глобальных связях с крупнейшими экономиками мира и в наличии высокоразвитого инновационного компонента, - говорит эксперт. - В обозримом будущем Израиль будет в топе, и сильная сторона сотрудничества с такой страной заключается в возможности включиться в формируемые там цепочки инноваций. Слабая сторона кроется в небольшом удельном весе нашего торгового оборота. Среди рисков – оказаться в роли сырьевого "младшего брата" и экспортера рабочей силы, а среди возможностей – использовать особые торговые отношения с Израилем для развития инновационного потенциала украинской экономики. Но соглашение, которое заключает Украина с Израилем, лишь отчасти отвечает заданным требованиям. В соответствии с договоренностями планируется практически воссоздать торгово-экономическую модель, которая уже действует между нашей страной и ЕС. Это стандартный торговый трафарет, который, к сожалению, мало учитывает инновационные возможности дальнейшего сотрудничества.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По итогам 2018 года экспорт Украины в Израиль составил 580 млн долларов, импорт – 212,6 млн долларов, то есть положительное сальдо - 367,4 млн долларов. Правда, торговый оборот чрезвычайно мал: на Израиль приходится 1,23% от нашего общего экспорта и 0,37% от общего импорта. То есть, даже если ЗСТ или "экономический безвиз" приведет к удвоению торговых показателей, это будет не более 2% от нашего общего международного товарооборота.
В топ-4 позиций нашего экспорта в Израиль вошли продукция сельского хозяйства и переработка (336 млн долларов), металлы (199 млн), древесина (17 млн), то есть чистое сырье. Поставки оборудования составляют лишь 12 млн.
В топе израильского импорта – химическая продукция (79 млн), пластмассы (15 млн), оборудование (24 млн), то есть товары с высоким уровнем добавочной стоимости.
Учитывая данную структуру, риск превращения в сырьевой придаток для нашей страны достаточно велик.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
О чем договорились Зеленский и Нетаньяху
Премьер-министр Израиля стал первым высоким гостем в Украине после инаугурации Владимира Зеленского.