Не письмом и не числом
Главное, что нужно понять родителям: готовность учиться в школе - это не умение читать, писать и считать. Мало того, лучше детей этому до поступления в первый класс не учить, разве что малыш сам захочет. Дело в том, что физиологически эти навыки обычно соответствуют семилетнему возрасту. И у учителя есть правильная методика обучения письму, чтению, счету. Часто бывает, что ребенок, наученный этому родителями слишком рано, потом всю жизнь неправильно держит ручку. И в таком положении быстро устает писать.
- Готовность к школе - это умение удержать внимание на определенное время при решении различных задач. Это социальная готовность - то есть интерес к общению со сверстниками, умение выстраивать с ними и со взрослыми отношения. Умение соблюдать некие правила.
- Очень важен навык саморегуляции в общении со сверстниками без вмешательства взрослых. Особенно при конфликтах, например, за игрушку. Конструктивное решение таких конфликтных ситуаций во взаимодействии со своими товарищами - важный показатель.
- В детском саду обычно готовность к школе проверяют не в конце учебного года, а в начале или в середине, чтобы за время подготовительной группы было больше возможностей сформировать такие навыки.
- И еще один важный момент - мотивирован ли ребенок к учебе в школе. Обычно родителям такое поведение понятно. Малыш начинает себя готовить к учебе: "Мама, я хочу такой же портфель! Хочу надеть школьную форму!"
Больше играйте
Важный элемент подготовки к школе в детсаду - предметно-ролевые игры. По исследованиям специалистов, взаимодействие в группе детей начинается только через двадцать минут после того, как их оставляют без вмешательства воспитательницы. А всего для получения важного опыта общения нужно минимум часа полтора. Родители же порой считают, что в это время дети предоставлены сами себе, с ними не занимаются и это плохой детский сад.
Подготовка к школе, если вспомнить нашего великого психолога Льва Выготского, связана с владением собственным поведением, памятью, вниманием. Проблема в том, что многие занятия в детском саду связаны не столько с организацией деятельности ребенка, сколько с так называемым действием по образцу, по инструкции. Когда детей сажают за парты и держат как можно дольше. Так вроде бы приучают к будущей школьной жизни. На деле же такая методика тормозит развитие дошколенка, потому что это несоразмерно задачам и потребностям детей этого возраста. А подобное насилие над физиологией приводит к тому, что сам образ школы становится противен ребенку.
Садик позади, а к учебе не готов
Разница между паспортным возрастом и психологическим у детей часто не совпадает. Но родители часто считают: ничего, даже если ребенок социально и физиологически не готов идти в первый класс - привыкнет, подтянется, наверстает. Это неправильно. Ориентироваться только на то, что на 1 сентября ребенку уже исполнилось шесть с половиной лет, - совершенно неадекватно.
Если подготовительная группа в садике закончена, а до школы малыш еще не дорос, будет лучше чем-то позаниматься вне школы. Допобразование, развивающие занятия. Нужно сформировать готовность к школе.
Насколько ребенок адаптировался, можно посмотреть только по результатам первого полугодия. Критические периоды - первый день учебы, первая неделя, первый месяц.
Выбираем "вторую маму"
Интересно, что образ воспитателя не имеет в системе ценностей ребенка такую же силу, как первая учительница. Дошкольники в большей степени сосредоточены на решении собственных задач. А вот первую учительницу не случайно зовут "второй мамой". Поэтому важно выбирать не школу, а учителя.
Квалификацию учителя начальной школы можно определить по ключевому признаку. Что ей более важно: чтобы все дети были одинаковы или она рассматривает разнообразие детей как ресурс. То есть умение работать одновременно с группой детей с разным психологическим возрастом.
Вы можете подойти и поговорить с учителем, который набирает класс, сказать - у моего ребенка вот такие и такие особенности. Как вы думаете, что будет лучше для него? Если учитель поблагодарит и скажет, что будет учитывать эти особенности, это ваш учитель. Если будет говорить: ах, у вас особенный ребенок, идите к завучу, репетитору, психологу - это не мои проблемы, тогда лучше в этот класс не записываться. Такой учитель постарается построить всех детей, как оловянных солдатиков, потому что ему так удобнее.
Раньше вставать ради сильной школы
Обычная ситуация: есть простая массовая школа рядом с домом, а есть продвинутая, но далековато, нужно ездить на транспорте. Тут универсального решения нет. Если ребенок физиологически не собран, ранняя дорога для него - как пропасть. И эффекты от того, что вы его запихнули в сильную школу, будут минимальны. Если ребенок встает рано, хорошо переносит дорогу, тогда лучше все-таки ориентироваться на сильного учителя.
Но сейчас на выбор школы часто влияют те или иные рейтинги. Вот это точно бессмысленно. Даже в самой рейтинговой школе в начальных классах может быть учитель, который вашему ребенку не подойдет.
Кстати, выбор школы по ее академической успешности, вовлеченности в разные формы внеурочной работы - это не про начальную школу. Современная психодиагностика выявила, что индивидуальный стиль принятия, использования, переработки той или иной информации в самом широком смысле этих слов формируется в начале подросткового возраста. Выбор школы для реализации возможностей и способностей ребенка важен к седьмому классу. Тогда понятно уже будет, к чему ребенок стремится, какие у него способности.
Родительские стереотипы
Некоторые родители считают, что лучший учитель - тот, кто более требователен, держит дисциплину, чтобы все сидели и дрожали, чтобы детям было сложно учиться. Так вот современные исследования показывают: такая тактика дает результаты ниже, чем у учителей, которые позволяют детям поиграть, пообщаться, устанавливают дружескую, свободную атмосферу. У детей, с которыми занимался жесткий учитель, хуже обстоят дела с учебными действиями, самоорганизацией, саморегуляцией, которые важны в средней школе.
Надо ли тестировать ребенка
У малышей способности еще не сформированы. Никакие тестирования в пять-шесть лет не покажут, гений ваш ребенок или нет. То, что дети в три года научились читать, а в четыре декламируют стихи, не является показателем их будущей гениальности. Поэтому так важно в младшей школе дать ребенку развиваться естественным образом, помочь ему раскрыться, найти себя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Минобразовании отчитались о готовности школ принять первоклашек
Наиболее подготовлены школы Киева, а также Сумской и Одесской областей.