В день тишины избирателей доставали СМС, звонками и биллбордами

В ход пошла технология "агитируй за конкурента".

Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Из дня тишины суббота 20 июля превратилась в день хитрых уловок. Национальная полиция зарегистрировала больше 580 заявлений о нарушениях, среди которых лидировала незаконная агитация. В ход шла наглядная реклама, СМС-сообщения, телефонные звонки и ролики в сети.

Я – не я, символика моя

Наблюдатели общественной организации "Комитет избирателей Украины" констатируют, что политические партии и кандидаты не убрали всю свою агитацию из городов. Мало того, за пару дней до выборов – специально под день тишины - были установлены новые билборды без выходных данных, но откровенно стилизованные под символику отдельных мажоритарщиков и партий.

Наибольшее количество таких плакатов расставили в  Закарпатской, Запорожской, Херсонской, Кировоградской, Донецкой, Одесской, Черкасской, Николаевской, Черниговской областях. Больше всех усердствовали представители "Слуги народа" и "Оппозиционной платформы - За жизнь".

Хитрые ролики

Настоящим рассадником незаконной рекламы стал интернет. Пользователи "Фейсбук" жалуются, что кандидаты в депутаты засорили их ленты, и на ролики, массово всплывающие в "YouTube".

- В сети имеет место реклама официального сайта кандидата в народные депутаты Украины в ОВО №221 Владимира Петрова, а также страница с признаками черного PR против кандидата в народные депутаты по ОВО №96 Ярослава Москаленко. Также распространяется реклама-обращение одного из лидеров партии "Патриот" Михаила Чурила и политической партии "Оппозиционный блок", - сообщают в "Комитете избирателей Украины".

Голосуй за клона и врага

Ноу-хау этих выборов стали СМС-сообщения на мобильные телефоны. В разных округах их содержание было разным, но технология одна: в базу компаний, которые занимаются рекламными услугами, загружались телефоны, "слизанные" из баз банков или торговых сетей, и рассылка шла автоматически. 

Интересно, что СМС-ки имели не столько рекламный, сколько антирекламный характер. Использовалась технология "агитируй за конкурента" с целью ему подкузьмить. Например, в Запорожье, нескольких районах Киева  и ряде других городов приходили сообщения с призывом голосовать за кандидатов-мажоритарщиков от "Слуги народа", а таких личностей там в помине не было.

На Закарпатье агитационные СМС рассылались на венгерском языке в пользу популярного кандидата, но в призыве указывался другой номер, под которым скрывался кандидат-клон.

А жители столичного массива Виноградарь получали СМС прямо от новоизбранного президента, который призывал голосовать за кандидата, с которым в реале враждует.

В другом районе Киева жители получали автоматизированные звонки с призывом голосовать за партию бывшего президента (помните, перед вторым туром президентской гонки знаменитый звонок от "Порошенко"?). Правда, текст звучал так, что непонятно чего больше вызывал - симпатий или отвращения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Несерьезно о выборах

Досрочные парламентские выборы подходят к концу. Кандидаты вволю покуражились, поливали конкурентов грязью, подкупали избирателя, закинули "сетки" и сегодня ждут результата. Чтобы не скучать до вечера, когда появятся первые экзит-полы, давайте с юмором посмотрим, как проходят эти выборы.