Харьковский городской совет проголосовал за возвращении проспекту Петра Григоренко имени Георгия Жукова. За - 50 депутатов, против - 13. Об этом сообщает "Интерфакс-Украина".
При этом имя основателя Украинской Хельсинкской группы Петра Григоренко не исчезнет бесследно. Депутаты решили его присвоить новой улице.
При этом Жуков числится в списке лиц, на которых распространяется закон о декоммунизации. На сайте Института нацпамяти написано, что он "отличился многочисленными приказами о расстрелах красноармейцев и мародерством на оккупированных территориях Германии". В связи с этим проспект переименовали в 2016 году в честь основателя Украинской Хельсинкской группы Петра Григоренко.
Петиция о переименовании проспекта появилась на сайте горсовета 8 мая. За два дня она собрала необходимые 5 тысяч подписей. Мэр Харькова Геннадий Кернес пообещал сделать все возможное, чтобы вернуть городу имя маршала Жукова.
Глава Института национальной памяти Владимир Вятрович заявил, что переименование проспекта в честь Жукова противоречит закону о декоммунизации. Его нарушение представителем власти карается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.
КОМПЕТЕНТНО
Юрист Института национальной памяти Сергей Рябенко:
- В этой ситуации есть прямой законный запрет. Присвоение любому объекту топонимики имени маршала Жукова - невозможно. Закон о декоммунизации: именами лиц, занимавших руководящие должности в органах Коммунистической партии или органов государственной власти и управления СССР, не могут быть названы любые объекты топонимики. Маршал Жуков после Второй мировой войны занимал должность министра обороны СССР.
МИНУТКА ИСТОРИИ
Чем связаны Харьков и Жуков?
По словам военного историка Валерия Вохмянина, Жуков начинал карьеру на Харьковщине и сыграл важную роль в освобождении города.
- Он начинал свою военную карьеру рядовым в Харьковской губернии, в Балаклее. В советское время этого было достаточно, чтобы Харьковская область начинала гордиться, что у нас такой человек делал свои первые карьерные шаги – научился стрелять из винтовки и маршировать, тут его приучили к дисциплине и порядку, но у Жукова с этим было плохо – характер у него был плохой.
В следующий раз Жуков появился на Харьковщине только во время войны в 1943 году, в самое тяжелое время. В марте немцы взяли Харьков во второй раз, именно тогда были ожесточенные бои и город был сильно разрушен. Дальше немцы пошли на Белгород, и остановить их не мог никто, в Москве начали менять командующих фронтами, кроме этого, прислали сюда Жукова. Он тогда был первым заместителем верховного командующего, вторым человеком в армии после Сталина.
Когда Жуков приехал, немцы уже взяли Белгород, и дальше шли. У Жукова была задача остановить немцев и попытаться вернуть Харьков. Жуков приложил массу усилий, чтобы остановить немцев севернее Белгорода, остановил, перебрасывая части. На Курской дуге он провел июль и август, а дальше началась Белгородско-Харьковская операция по освобождению Харьковской, Сумской и частично Полтавской областей.
Жуков в ходе операции с 3 по 23 августа координировал действия двух фронтов – Степного и Воронежского. Роль Жукова в этой операции положительная, я не говорю о его роли в войне в принципе – где-то он проигрывал, и были пролиты реки крови, но там его действия были неудачными, а здесь удачными.
У нас в городе говорят, что Белгородско-Харьковская операция была операцией маршала Конева, но на самом деле эта операция от начала и до конца была операцией маршала Жукова. Он ее задумывал и координировал действия для ее проведения.
Успех операции был заслужен дорогой ценой, были ужасные потери. Ни в одной войне солдат никогда не жалели.
Почему Жукова декоммунизировали?
- Жуков был не только военным начальником, как все у нас любят вспоминать. Он входил в руководящие органы Коммунистической партии Советского союза, он был членом ЦКПСС, а у нас согласно с законом о декоммунизации, "ответственность" начинается с уровня секретаря районного комитета, низовой структуры. А Жуков потом был кандидатом в члены президиума ЦККПСС, а затем членом президиума, выше было только политбюро. Иными словами, он входил в высшее партийное руководство страны. Уже этого достаточно, чтобы он попал под декоммунизацию, - говорит Валерий Константинович.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ