На сайте Харьковского горсовета 8 мая появилась петиция с предложением обратно переименовать проспект и станцию метро в честь маршала Жукова. И уже через два дня документ набрал более 5500 подписей при необходимых для рассмотрения властями – 5000.
Мэр Харькова также поддержал предложение, призывая харьковчан подписать петицию на своей страничке в соцсети.
"С проспектом, который раньше был имени маршала Жукова, а теперь генерала Григоренко, сложнее. Оба - достойны увековечивания. Но спросите тех немногих ветеранов - кого они называли маршалом Победы? И, конечно же, его заслуги в разгроме фашизма переоценить невозможно.
Вывод - харьковчане! Я призываю вас поддержать эти петиции.
Я обещаю вам в случае, если они наберут пять тысяч и более голосов - предложенное в них не останется на бумаге", - пишет Геннадий Кернес.
Но если это произойдет и градоначальник сдержит слово, разве не понесет Кернес уголовную ответственность?
- В этой ситуации есть прямой законный запрет. Присвоение любому объекту топонимики имени маршала Жукова - невозможно. Закон о декоммунизации: именами лиц, занимавших руководящие должности в органах Коммунистической партии или органов государственной власти и управления СССР, не могут быть названы любые объекты топонимики. Маршал Жуков после Второй мировой войны занимал должность министра обороны СССР, - объясняет "КП" в Украине" юрист Института национальной памяти Сергей Рябенко. - Такое незаконное переименование может стать основанием для открытия уголовного производства по статье "изготовление и публичное использование символики коммунистического, национал-социалистического тоталитарных режимов", предусматривающей от 5 до 10 лет лишения свободы.
Если любая петиция набирает необходимое количество подписей, это не означает, что изложенные в ней требования или пожелания однозначно будут выполнены властями.
- Петиция - одна из форм обращения граждан. До недавнего времени их было две: граждане или общественные организации могут или письменно обратиться к органам власти, или в некоторых случаях в устной форме - прийти на прием, - продолжает юрист Института национальной памяти. - Несколько лет назад изменили закон и создали еще одну форму обращения - электронную петицию. Если петиция набирает необходимое количество подписей, орган местного самоуправления или орган государственной власти должен рассмотреть это обращение. Но закон не говорит о том, что она обязательна к выполнению. Единственное обязательство - рассмотреть ее так же, как рассматриваются обращения граждан в рамках своей компетенции.
Сергей Рябенко уверяет: процедуры обратно переименовать улицу не существует.
- Помимо соответствующей инициативы, должен быть еще и соответствующий проект-решение, который выставляется на общественное обсуждение, что не приравнивается к электронной петиции. Существует перечень форм общественного обсуждения, срок (он не может быть меньше 2 месяцев) - и только после прохождения всех этих процедур орган местного самоуправления рассматривает соответствующий проект-решение, - рассказывает юрист Сергей Рябенко.
По мнению нашего собеседника, по закону харьковская местная власть должна рассмотреть петицию и ответить ее автору разъяснением о том, что удовлетворить предложение невозможно - оно противоречит нормам закона Украины.
- Если на какое-то время вдруг или глава, или депутаты Харькова забудут о существовании закона, есть практика, когда подобные решения отменялись органами прокуратуры через суд. Речь об инциденте в Одессе в 2016 году и городе Баштанка в Николаевской области в 2017 году, - рассказывает Сергей Рябченко. - В Одессе был предпринят хитрый маневр со стороны депутатов. Под предлогом, что они утверждают статус каким-то единым списком существующих топонимов города Одессы, попытались обойти несколько старых названий, например улицу Валентины Терешковой. Мы направили обращение в ГПУ. Та в свою очередь обжаловала это решение. Суд рассмотрел заявление и отменил решение. Местный глава его не подписал и наложил вето. По такой же схеме решился вопрос в Баштанке Николаевской области, где депутаты решили вернуть четырем улицам названия, попавшие под декоммунизацию.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Глава Института национальной памяти отреагировал на эту петицию по поводу "маршала Жукова", но обратился не к харьковчанам, а к их мэру.
"Обращаем внимание, что законность переименования объектов топонимики, в рамках закона о декоммунизации, подтверждена решениями административных судов. В случае присвоения властью Харькова имени Жукова любым объектам Украинский институт нацпамяти будет вынужден обратиться в Генпрокуратуру, чтобы признать такие действия неправомерными, а также привлечении виновных лиц к ответственности. Нарушение закона о декоммунизации представителями власти наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет", - говорится в сообщении Владимира Вятровича.
КСТАТИ
В Харькове хоть и нет проспекта маршала Жукова (его переименовали в 2016 году именем Петра Григоренко), зато бюст полководца имеется, причем охраняется, так сказать, самим мэром. В мае прошлого года этот памятник снесли неизвестные, но очень быстро коммунальщики его восстановили. Геннадий Кернес резко отреагировал, назвав хулиганов "доморощенными декоммунизаторами" и "горе-патриотами". Так что Жуков все еще в Харькове.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ