СМИ: в самолете Качиньского были следы взрывчатки

Якобы на обломках Ту-154М, который разбился 6 лет назад, обнаружили остатки тротила.

Лех Качиньский с женой. Фото: Википедия

Польское издание обнародовало новые данные о гибели экс-президента Леха Качиньского в 2010 году. Как сообщила Gazeta Polska, катастрофа под Смоленском произошла из-за взрывчатки - тротила. По данным газеты, в подготовке к визиту Качиньского в Россию принимали участие четверо сотрудников польской разведки (официально они были работниками Министерства иностранных дел Польши), один из которых погиб в авиакатастрофе.

Якобы сразу после крушения польскому Агентству разведки было известно, что на обломках Ту-154М присутствуют следы взрывчатых веществ. Также там знали о произошедшей подмене тел жертв.

- Польские власти не сделали ничего с информацией. Их главной целью было хорошее сотрудничество с Владимиром Путиным. Вне зависимости от фактов, - отметило издание.

Сейчас польская прокуратура проводит по этому факту расследование, детали которой держатся в тайне.

КАК ЭТО БЫЛО

Самолет Ту-154М с президентом Польши Лехом Качиньским разбился при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный" 10 апреля 2010 года.

Авиасудно опустилось на критически малую высоту (ниже уровня взлетно-посадочной полосы), задел левым крылом березу на высоте 4 метра от уровня земли и развалилось в воздухе.

Президент с супругой и представителями высшего командования и политических партий летел на траурные мероприятия по случаю годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу. В результате авиакатастрофы погибли 96 человек.

В 2014 году суд Варшавы возобновил дело о гибели Качиньского. В марте 2016 года Россия отказалась передать Польше обломки самолета. В сентябре министр обороны Антоний Мацеревич заявил, что Польша располагает доказательствами причастности России к гибели президента.

Останки польского президента Леха Качиньского и его супруги Марии эксгумируют 14 ноября. Повторное изучение займет четыре дня.

Инфографика: архив kp.ua

Версия России. Главной причиной аварии РФ назвала высокую туманность и неправильные действия экипажа. Расследование установило, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально, но из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки. Экипаж об этом был извещен. 

Версия Польши. Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, в то же время подчеркнув недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении российского аэродрома.

Неофициальные версии. В 2012 году генеральный прокурор Польши Анжей Серемет заявил, что на пассажирских сиденьях были найдены  следы тротила и нитроглицерина (он входит в состав большинства современных взрывчатых веществ. - Ред.).  Позже эту информацию опроверг глава военной прокуратуры Варшавы.

Брат погибшего президента Польши и бывший премьер-министр Ярослав Качинский опроверг версию о "несчастном случае" и раскритиковал расследование России. По его словам, диспетчеры аэропорта Смоленска дезинформировали пилотов польского самолета. Он также акцентировал внимание на телефонном звонке Владимира Путина премьеру Польши Дональду Туску, чтобы тот отказался от участия в полете и остался в Варшаве. Качинский также обвинил российскую сторону в  том, что она не раскрыла технические подробности катастрофы.

12 января 2011 года Межгосударственный авиационный комитет представил окончательный отчёт о расследовании причин катастрофы. Он назвал две основные: неправильные действия экипажа и психологическое давление на него. Польская сторона выдвинула ряд претензий к отчету, в частности касаемо того, почему аэропорт не был закрыт в связи с погодными условиями. Польша также обвинила МАК в том, что в расследование не сказано ничего о техническом состоянии аэродромного оборудования и работы диспетчеров. Таким образом Россия и Польша до сих пор не сошлись во мнении об окончательных версиях авиакатастрофы.