В Белый дом с инфарктом и параличом

Почти все президенты США скрывают свои заболевания.

Хиллари падает в обморок не впервые: в 2012 году она внезапно потеряла сознание и получила сотрясение мозга. Фото: BRIAN SNYDER/REUTERS

Обморок, в который упала недавно в Нью-Йорке Хиллари Клинтон, вновь всколыхнул в Америке споры о том, надо ли кандидатам в президенты проходить обязательное независимое медицинское обследование. Более половины избирателей не поверили заявлению личного врача Клинтон про "незаразную форму пневмонии", от которой Хиллари якобы уже успешно излечилась. Тридцать семь процентов американцев столь же скептически настроены в отношении "железного здоровья" Дональда Трампа. Хотя он лично передал в СМИ результаты своих анализов и освидетельствований.

Рузвельта приковывали к трибуне обручами

Вообще-то законы США не требуют от будущих первых лиц государства инициативно предавать гласности собственные недуги и раскрывать подробности истории болезни. И большинство американских президентов в ХХ веке вовсю пользовались этими привилегиями, справедливо опасаясь, что чистосердечное признание в немощи поставило бы крест на их политической карьере. Хорошо известно, например, что Франклин Рузвельт въехал в Белый дом в инвалидной коляске. 

Однако от сограждан его прогрессировавшая болезнь тщательно скрывалась. Телевидение тогда еще не получило широкого распространения, а на фото и тщательно смонтированных кадрах кинохроники президент представал исключительно в сидячем положении. Многие даже не догадывались, что он не в состоянии самостоятельно передвигаться. Для участия в церемониях инаугураций (Рузвельт избирался президентом четырежды) ему сделали специальную трибуну, к задней стороне которой крепились широкие железные обручи, плотно охватывавшие парализованные ноги. Со стороны казалось, будто Рузвельт стоит, лишь слегка опираясь на эту трибуну. Когда в 40-е годы один из лечащих врачей допустил в прессу утечку об ухудшающемся здоровье лидера нации, он сразу попал под плотную опеку ФБР. 

В этот раз Клинтон стало плохо на траурном мероприятии в годовщину теракта 11 сентября. Фото: youtube.com

Эйзенхауэр умалчивал о сердечных приступах

Президенты Дуайт Эйзенхауэр и Линдон Джонсон перенесли перед вступлением в должность тяжелые инфаркты, но предпочитали помалкивать об этом в ходе предвыборной борьбы. Для Эйзенхауэра это едва не окончилось плачевно. В 1955 году, уже в бытность хозяином Белого дома, его настиг очередной серьезный сердечный приступ, скрыть который от публики оказалось невозможно. Президент с трудом оправился от болезни и заметно снизил свою трудоспособность.

Все эти проблемы за­ста­ви­ли-таки американские власти задуматься о механизме экстренной передачи власти, если с главой администрации что-то случится. В 1967 году конгресс принял 

25-ю поправку к конституции, гласящую, что вопрос о состоянии здоровья президента может поднять вице-президент или члены кабинета. Право создавать специальную комиссию для принятия решения об отставке президента ввиду его болезни получил и сам конгресс.

Президент Джордж Буш-старший пошел еще дальше. В конце 80-х годов он издал распоряжение, обязывающее лидера нации регулярно информировать сограждан о состоянии своего здоровья. В случае серьезного недуга оценку физического и умственного состояния президента должен дать его личный врач, пригласив для консультаций других специалистов. Если их вердикт окажется неутешительным, то политическое решение об отставке хозяина Белого дома принимается должностными лицами, наделенными соответствующими конституционными полномочиями.  Подробности этой схемы держат в секрете исходя из соображений национальной безопасности.

Телохранители успели вовремя подхватить ее и усадили в машину. Фото: youtube.com

Но кандидаты в хозяева Белого дома по-прежнему имели право помалкивать о своих проблемах со здоровьем. Лишь Джордж Буш-младший, учтя проколы предшественников, решился заранее честно признаться, что до 40 лет сильно злоупотреблял алкоголем. Однако заверил: с тех пор он в полной завязке. 

А вот Барак Обама про свои возможные болезни ничего не говорил. Да, собственно, и поводов спрашивать о них ни у кого не возникало.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей ГАРАЖА, специалист по биомедицинским технологиям и исследованиям старения: Хиллари страдает от эмоционального перенапряжения

- В XX веке средняя продолжительность жизни возросла в разы. Раньше доживший до 60 - 70 лет считался глубоким стариком, а сегодня по классификации Всемирной организации здравоохранения люди в 60 - 75 лет являются вполне трудоспособными. В то же время организм не молодеет: сначала появляются болезни сердца, затем повышается давление...

Могут проявляться и ранее скрытые слабые места. К Трампу это относится в меньшей степени, ведь он всю жизнь занимался творческой самореализацией, не боится быть таким, каков есть. А вот что касается Хиллари, то она страдает от фрустрации (эмоционального напряжения). Получив власть, такой человек будет стараться избавиться от ощущения своей вторичности, реализоваться как личность. 

КСТАТИ

Никсон сидел на антидепрессантах

Недуги, о которых молчали кандидаты в президенты США