В своем выступлении на сессии ПАСЕ в Страсбурге 11 октября президент Франции Франсуа Олланд много критиковал Россию: осуждал за бомбежки Алеппо, за аннексию Крыма, за военную агрессию на Донбассе. Но когда речь зашла о выполнении минских соглашений, французский лидер сделал заявление, которое спровоцировало скандал в Украине (см. Мнения).
Что заявил Олланд
Олланд отметил, что мирный договор должен реализовываться в следующей последовательности: сначала выборы на Донбассе, а затем возвращение Украине контроля над границей.
- Речь не идет о проведении выборов любой ценой – этому должны предшествовать действия других сторон, в том числе боевиков, на которых имеет влияние Россия. В первую очередь прекращения огня, отвод оружия, разоружения, но после этого – выборы, - уточнил Франсуа Олланд. Французский президент добавил, что если не удастся реализовать минские соглашения, то высоко риски, что Донбасс превратится в еще один "замороженный конфликт" на карте мира.
- Не вижу поводов для критики, - говорит эксперт-международник, дипломат Богдан Яременко, комментируя реакцию украинских политиков на заявление Олланда. - Сначала выборы, а потом – контроль за территорией – именно такую формулировку согласовал Петр Порошенко. Какие могут быть претензии к Франции?
Дипломат на своей страничке в "Фейсбук" обнародовал выдержки из Минских соглашений.
- Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины по всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования...., - сказано в пункте 9 документа.
Определяющим станет выступление Штанмайера
По мнению политолога Руслана Бортника, украинские политики и дипломаты могут сотни раз критиковать заявление Олланда, но к новой позиции Европы по отношению Донбасса придется прислушаться.
- В ПАСЕ был озвучена не личная позиция Олланда, а совместная позиция Европы, которую в Украине пытаются всячески не замечать. Те же посылы только другими словами посылали нам еще месяц назад главы МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмаер и Франции Жан-Марк Эро, - считает Бортник.
Эксперт отмечает, что, возможно, Украине следовало бы отказаться от ультимативной позиции: сначала безопасность, а потом выборы. Бортник утверждает, что Россия, заручившись отчетом комиссара ООН по правам человека за прошлый квартал, апеллирует к Европе, что на Донбассе "режима тишины" нарушают обе стороны.
- Объективно оценить, кто и когда стреляет сложно. И Россия этим пользуется, - подчеркнул политолог.
Определяющим для Украины должно стать выступление на сессии ПАСЕ 13 октября министра иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмаер. Если и он станет вторить Олланду, то тогда, скорее всего, Украине придется искать новые подходы в дипломатической войне за Донбасс и Крым.
МНЕНИЯ
Арсен Аваков, глава МВД:
Французский президент много на себя берет! Не смейте указывать нам отдавать территории Украины и миллионы жизней наших граждан – под путинский режим, потому что так вам кажется удобным!
Ваши предложения и трактовки урегулирования войны на Донбассе – не приемлемы и возмутительны для любого настоящего украинца. Уступив Путину Украину – Вы потеряете Европу, потеряете собственную свободу. Не тешьте себя иллюзиями – создайте реальный антипутинский демократический фронт свободных людей, и не умиротворяйте агрессора!
Ирина Геращенко, вице-спикер, уполномоченный президента в минской подгруппе по освобождению заложников:
- Президент Франции повторил французский позицию: Должны быть параллельными процесс безопасности и политический. Надеюсь, наши партнеры будут прозревать… Что нельзя фарс называть выборами, нельзя делать вид, что там, где территория напичкана наемниками и оружием, можно проводить выборы. Это нереально.
Владимир Арьев, глава украинской делегации в ПАСЕ:
- Олланд не считает, что следует занимать жесткую позицию по отношению к России. Чемберленизация Европы 2.0, к сожалению. Аморфность, к тому же во всем.
Мустафа Найем, народный депутат:
- Минск, который нам предлагают - это предательство наших солдат. Это все, что я хотел сказать о переговорах и партнерах. Минский процесс, как оказалось, каждый видит по-своему. Украина по-своему, Россия по-своему, европейцы по-своему, Штаты по-своему. Но во время подписания соглашений только одна из этих трех сторон - Украина - ежечасно теряла своих солдат на фронте.