Жертве Скниловской трагедии выплатят 3600 евро

Европейский суд по правам человека спустя 10 лет после обращения принял первые постановления по o делу гибели людей во время авиашоу под Львовом.

27 июля 2002 года на авиашоу истребитель Су-27УБ упал, выполняя фигуру высшего пилотажа. Погибло 77 человек, из них 28 детей. Фото: УНИАН

Со дня авиакатастрофы на Скниловском аэродроме возле Львова прошло уже 14 лет. Во время выполнения пилотом фигуры высшего пилотажа истребитель упал на толпу зрителей. Погибли 77 человек, из них - 28 детей, еще 292 человека были ранены. Командир, пилот и ответственные за полет (всего - пять человек) получили тюремные сроки. Сейчас все они уже на свободе. В уголовном деле фигурировали 636 пострадавших. Часть из них - родственники погибших. 

Их душевные раны не заживали в течение многих лет, и в 2006 году около сотни потерпевших обратились в Европейский суд по правам человека, где завели почти 40 дел. По мнению родственников, Украина нарушила свои обязательства согласно Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.  

- 20 заявителей получили травмы разной степени, эти пострадавшие и другие потеряли около 70 близких родственников, - отмечает представитель потерпевших в Европейском суде Дмитрий Гудыма. - Некоторые семьи погибли почти полностью, в живых остались 1-2 человека. 

Дела всех пострадавших рассматривались в Европейском суде 10 лет. За это время некоторые заявители умерли, но их обращения поддержали родственники. Речь шла о непринятии мероприятий по гарантированию права на жизнь, ненадлежащем расследовании уголовных дел в отношении пилотов и организаторов авиашоу, несправедливом рассмотрении дел военными судами.

Родители Насти, Сергей и Татьяна Михно, погибли на глазах дочки. Фото: segodnya.ua

На авиашоу погибла дочь Светланы Атаманюк с мужем и двумя маленькими дочками. В живых осталась только племянница, которая также была на аэродроме. Но в их деле Европейский суд не усмотрел никаких нарушений. А семье Михно постановил выплатить 3600 евро компенсации за моральный ущерб и еще 360 евро за правовую помощь. Это первые два постановления Европейского суда по делам пострадавших во время Скниловской трагедии. 

На глазах тогда еще маленькой Анастасии Михно погибли ее родители - Татьяна и Сергей. Анастасия обратилась в Европейский суд вместе с бабушкой Ниной, матерью отца. 

- В деле Михно, которых я представлял, суд признал нарушение права на справедливый суд в части о длительности рассмотрения дела и права на эффективную защиту, - отмечает Дмитрий Гудыма. 

Нина Михно на решение суда отреагировала сдержанно, отметив, что сегодня в стране существуют и более срочные дела. Но надеется, что с выплатой компенсации задержек не будет.

Украина может ходатайствовать о пересмотре решения, обратившись в Большую палату в течение трех месяцев. Но Дмитрий Гудыма уверен, что этого не произойдет - решение выгодно для государства, так как Европейский суд отклонил основные аргументы пострадавших насчет ненадлежащей организации авиашоу для гарантии права на жизнь зрителей, несправедливого рассмотрения дела судом и расследования уголовных дел. А вот у заявителей еще есть время, чтобы подумать, поднимать ли вопрос о пересмотре решения перед Большой палатой.

В ТЕМУ

Психоанализ Скниловской трагедии

Скниловская трагедия черным крылом накрыла сотни львовских семей: они потеряли дорогих людей. Большинство получили компенсации от государства на погребение близких и надгробные памятники. А затем люди остались наедине с горем и отчаянием. Прошло больше 10 лет, но многие все еще живут в саркофаге ненависти и боли.

Пострадавшие в Скниловской трагедии: Мы остались наедине со своим горем

Чтобы защитить свои права, пострадавшие в Скниловской трагедии создали свою общественную организацию. И хотя государство выделило им материальную помощь (на каждого в среднем 55 тысяч гривен), как обычно у нас бывает, возникло множество бюрократических проблем с ее получением. За каждого погибшего в Скнилове государство пообещало выплатить 100 тысяч гривен, тогда как семьям погибших в авиакатастрофе иностранных граждан Украина выплачивала по 200 тысяч долларов за человека. С годами вообще встала проблема подтверждения официального статуса пострадавших. Многие из них судятся, пишут в европейские суды.