Последняя любовь Льва Дурова была моложе него на 41 год

После смерти жены утешением для артиста стала его директор Оксана Радченко.

Лев Дуров и Оксана в театре «Школа современной пьесы». Фото: Личный архив Оксаны Радченко

Недавно родные и друзья отметили годовщину со дня ухода из жизни народного артиста СССР Льва Дурова. После смерти супруги актер так больше и не женился. Хотя закатные годы жизни Льва Константиновича скрасила женщина, к которой он питал нежные чувства...

Соединила работа

Последние годы Льва Дурова везде видели с Оксаной Радченко, которую он представлял своим персональным директором. 

- Мы с Львом Дуровым познакомились в 1999 году на антрепризном спектакле "Афинские вечера". Я работала помощником режиссера. А он был приглашенной звездой, - рассказала "КП" Оксана Радченко. - Мне он всегда нравился как актер. А тут познакомилась с ним лично. Мы вместе ездили с антрепризой по стране. Спектакль имел бешеный успех. Партнершей Льва Константиновича была актриса Ольга Аросева. После спектакля устраивали общие посиделки, и Дуров всегда был заводилой, душой компании. Неистощимый рассказчик, очень интересный человек. Своей добротой, открытостью он меня, конечно же, подкупил.

Тогда Оксане было 27 лет. Дурову - 68. 

- Через пару лет я устроилась одним из помощников режиссера в Театр на Малой Бронной, где играл Лев Константинович, - продолжает Оксана. - А в 2002 году Дуров сам предложил мне стать его личной помощницей. 

- Жену Дурова, актрису Ирину Кириченко, вы знали?

- Ирина Николаевна работала там же, в театре. Я ее видела, здоровалась...

Ирина Кириченко в фильме-спектакле "Страницы журнала Печорина" (1975 год.) Фото: Кадр из фильма

Называл "моя девочка"

- Оксана сначала и приблизиться к знаменитому актеру боялась, он для нее был небожителем, - поделилась с "КП" подруга Радченко Елена. - А тут он доверил ей свою работу. Личной жизни у Оксаны не было. Она с таким упоением рассказывала мне о Дурове, что я поняла: влюбилась. Они много времени проводили вместе. От работы в театре ей пришлось отказаться.

В конце 2000-х годов жена Дурова серьезно заболела. Последние три года она была прикована к постели. Лев Константинович постоянно находился в разъездах, зарабатывал для семьи. И самым близким ему человеком стала Оксана. Было очевидно, что она для мэтра больше, чем просто помощница. За глаза он называл ее "моя девочка"...

После смерти жены в 2011 году Дуров стал вдовцом. Он начал открыто выходить в свет с Оксаной, они держались за руки, на что многие обратили внимание. 

- Оксана стала приходить и оставаться в его квартире на Фрунзенской. И на дачу к нему приезжала. Часть бытовых вопросов взяла на себя. Хотя по хозяйству ему помогала другая женщина - сестра его зятя, - вспоминает приятельница артиста Ирина Кузьмина. 

Чем Оксана покорила сердце мастера? 

- Думаю, Лева пригласил Оксану в свои помощницы, потому что возраст о себе давал знать. Нужны были забота, внимание, которыми его окружила эта девочка, - считает друг Дурова, оператор Анатолий Мукасей. - Оксана хохотушка, с хорошим чувством юмора. А Лева весельчак. Вместе им было весело. А что их связывало - их личное дело.

"Жениться - людей смешить!"

- Как-то я спросила: "Почему вы с Оксаной не поженитесь?" - рассказывает одна из приятельниц артиста. - Он ответил: "Жениться в мои годы - людей смешить". Но, думаю, он стеснялся. Большая разница в возрасте: осудят! К тому же единственная его дочь Екатерина была бы против. Дуров боялся ее обидеть. Он считал себя перед ней в долгу, потому что она воспитывалась в интернате. Они с женой на гастролях все время были, а маленькую Катю отдали в интернат. Позже Дуров об этом сильно жалел, корил себя. Старался все делать, как просила Катя. И деньгами постоянно помогал. 

- Иван Краско в 84 года, а Джигарханян в 80 лет женились на молодых...

- Да. Но надо было знать Дурова. Строить из себя донжуана, "молодого мужа" - поперек его природы.

Не дали проститься?

- Порой мне жаль становилось Оксанку, - признается подруга Радченко Елена. - Годы идут, молодость проходит, а она к Льву Константиновичу как булавочкой приколота - никакой своей жизни. 

Когда актер заболел (у него были проблемы с сердцем), Оксана сидела с ним в больницах. Последний раз, когда Дурову стало плохо, она тоже была рядом. Вызвала "Скорую". А потом ее к нему... не позвали. В больнице возле него была дочь. Говорили, что он так и умер, не приходя в сознание. А дочь сказала, что он пришел в сознание и с ней попрощался. Но я не верю, что при этом он не позвал Оксану...

После смерти Льва Константиновича Оксана ходила как живой труп. Только лежала и плакала. Пересмотрела все фильмы с его участием. Кстати, после его смерти она и работы лишилась. В Театре на Малой Бронной работает Катя Дурова, она и слышать не хочет об Оксане, как будто Радченко не была 12 лет помощницей у артиста. Оксана не нашла новую работу и по сей день. И замуж так и не вышла. Отдала молодость своему кумиру... 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Оксана РАДЧЕНКО: "Уважала как мужчину"

Об отношениях с Львом Дуровым мы спросили саму Оксану. 

- Последние годы жизни Льва Константиновича вы были рядом и скрасили его одиночество...

- Он не был одинок. У него была хорошая семья - дочка, двое внуков...

- Вы его любили как мужчину?

- Я его уважала как мужчину, потому что видела, какие поступки он совершал. Про личные отношения я не стану рассказывать. Да и нечего рассказывать: была с ним, мы работали. 

- Но знакомые уверяют, что вас связывала любовь... 

- Пусть другие рассказывают, если хотят. Я не буду это комментировать. Ни подтверждать, ни опровергать. 

- У вас было предчувствие, что он уйдет из жизни?

- Когда человеку 83 года, это не бывает неожиданно. Но все равно было очень больно... Благодарю судьбу, что была рядом с таким артистом. 

звонок дочери

Екатерина ДУРОВА: "Оксана ничего не значит для нашей семьи"

- Екатерина, у Льва Дурова была директор Оксана Радченко. О ней знакомые Льва Константиновича отзываются по-разному...

- О любом человеке люди отзываются по-разному, и что? Она была рядом с ним, помогала ему, потому что я не могла все время с ним ездить. Иначе бы мне надо было уходить из театра. Она занималась его делами и следила, чтобы он вовремя принимал лекарства.

- Говорят, Оксана хотела с Львом Константиновичем проститься перед его уходом, а ее не пустили...

- В реанимацию вообще-то не пускают посторонних людей. Даже мы, родные, с трудом туда проходили. Туда кого попало не пускают, слава богу. 

- А Оксана в жизни семьи ничего не значила?

- Нет, абсолютно. И мне не хочется эту тему обсуждать. 

А вот БЫЛ СЛУЧАЙ

Собираясь на свидание, чуть не погиб

И все-таки главной женщиной в своей судьбе актер считал супругу. Писатель Федор Раззаков записал воспоминания артиста о его жене, актрисе Ирине Кириченко:

"Мы с Ирой познакомились в 1953 году, когда я учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ. Ира же перевелась к нам из Киевского театрального института. Помню, я стоял с друзьями на лестничной площадке, и тут мимо проходит незнакомая красивая девушка. Мы с ребятами проводили ее взглядом, чуть шеи не свернули. Было в ней что-то особенное, аристократичное. Бабушка Ирины служила фрейлиной при императорском дворе, а дедушка - генералом царской армии. Это в ней чувствовалось. Например, Ирина совершенно не переносила мат. 

Влюбившись в Иру, я сразу ринулся в бой. Постоянно оказывался у нее перед глазами, шутил, ухаживал... Мы стали встречаться, гулять по городу... Однажды, собираясь на очередное свидание, я чуть не погиб. Наша семья жила тогда в коммуналке в Лефортове, в одноэтажном бараке. У нас не было ни ванны, ни душа, и на все 12 квартир - единственный сортир. Но зато у каждой семьи имелся под окном хоть и небольшой, но свой собственный палисадник. Мой папа выращивал там пионы, а соседи - розы. И вот поздним вечером, уже сорвав для Иры наши пионы, я полез к соседям за розами. Лежу на грядке, рву зубами стебли роз - они ведь крепкие, голыми руками не оторвешь, а нож взять я не догадался... Вдруг замечаю тень в окне - соседка выглядывает. Я вскочил и побежал. Совершенно забыв, что их участок обнесен проволокой. В темноте горлом налетаю на проволоку - потом долго еще шрам на шее оставался, как у повешенного. В общем, меня отбросило назад, я упал и шибанулся головой о кирпичи, которыми были обложены клумбы. Отлеживаться пришлось долго. Но цветы я не бросил! Так, немного оклемавшись, и понес их Ире через всю Москву - сам весь в синяках, шишках и ссадинах".