На границе с Россией растет "Стена", строительство которой проанонсировали еще в 2014-м. Первым делом отгораживаться от соседей начали со стороны Харьковщины. И дело, надо сказать, движется. Если в январе 2015 года корреспондент "КП" в Украине" увидел на границе лишь 30 метров "забора Яценюка", то сегодня уже готово 75 км ограждений.
|
Испортили жизнь нелегалам и контрабандистам
Эта уходящая аж за линию горизонта зеленая сетка и огромные мотки колючей проволоки сверху внушают уважение. Пограничники - в темных очках, с автоматами, лица суровые - настоящие коммандос! Даже поначалу кажется, что ты попал в какой-то боевик. Стараюсь поставить себя на место нарушителей и понимаю, что вот им я совершенно не завидую. К примеру, у тех же контрабандистов жизнь стала в разы тяжелее. Придется идти в обход 75 км, даже подкоп не выроешь! На участке отдела "Дергачи" от России выкопан огромный ров и установлен забор с колючей проволокой, который уходит в землю на 80 см. Так что выражение "граница на замке" - устарело. Теперь это "интеллектуальная граница". И "Стена" - часть этой системы.
Чтобы обустроить кордон по последнему слову техники, наши специалисты изучили опыт других стран: как Южная Корея отгораживалась от КНДР, США - от Мексики, Израиль - от Египта и Палестины, и адаптировали к местным реалиям.
- Совсем недавно этот участок (Журавлевка и Гоптовка. - Авт.) активно использовался и контрабандистами, и для переправки нелегальных мигрантов. Сейчас это невозможно - все контролируется, - уверяет Василий Серватюк, замглавы Госпогранслужбы Украины. - Мы нашли способ, как одновременно противостоять и криминальным нарушениям, и военным.
Как это устроено
Перед "Стеной" (она же "Европейский вал") - рокадная дорога, не размывается даже после сильного дождя. Правда, автопарк у пограничников настолько впечатляющий, что даже размытые дороги не препятствие.
- Все транспортные средства бронированы для защиты персонала, - говорит Олег Бобровник, замначальника управления ГПСУ. - У нас 10 "Фольксвагенов", "Ренжеров" - 8, три БТР и 4 автомобиля "Казак", которые, к слову, используются как на границе, так и в зоне АТО. А самая редкая и нужная нам - Land Rover - на ней установлено специальное оборудование для передачи данных.
Еще один элемент "умной границы" - сенсорный кабель: если нарушитель приближается к нему на 10 метров, в штабе сразу об этом узнают. Мало того - "разумности" кабеля хватает, чтобы распознать, человек это или животное. На интерактивной карте он выглядит, как огромная зеленая гусеница, сегментированная по участкам. На краю сенсорного кабеля стоит автомобиль "Тритон", который также транслирует картинку, - в Харьковской области таких всего два. Стоят они, к слову, по 14,8 млн гривен.
Вдруг в штабе завыли сирены - одна из частей гусеницы светится красным. Мы прикипаем глазами к монитору - нарушитель! Штабисты оперативно выводят на экран укрупненное изображение участка... Невысокий мужичок в кепке и светлой куртке пытается пролезть под забором, каким-то чудом не запутываясь в колючей проволоке.
- 304, прием! - пограничник из штаба тут же звонит коллегам "в поле", передает координаты.
Мужичок тем временем отчаянно пытается уже в третий раз атаковать неприступный забор... Но тут вылетает машина с пограничниками, две овчарки с громким лаем срываются с места и бросаются на нарушителя. В ужасе закрываю глаза, а когда решаюсь открыть - мужчину уже повязали.
- Да что ж вы так переживаете! - смеются в штабе. - Это учебный нарушитель, и костюм у него специальный - собачки-то работают по-настоящему, могут и укусить.
- Ого, прямо как в Голливуде! - восхищаюсь я. - Вы, наверное, дома и боевики не смотрите, на работе хватает?
Пограничники в ответ улыбаются.
ВОТ ТЕ РАЗ
Землю приходится просить
Работ в Харьковской области осталось немного: возвести около 15 км забора с колючей проволокой и прорыть 50 км рвов. Однако пограничники столкнулись с проблемой, которая может остановить весь проект: земля в Волчанском районе, где нужно строить и рыть, отдана людям под паи. Забрать ее у местных просто потому, что "надо" - нельзя, а правового механизма сегодня не существует.
- Это большая проблема. То, что мы смогли построить, это благодаря людям, которые пошли нам навстречу - приходится просить. В Волчанском районе люди и местные органы власти категорически не согласны предоставлять свою землю под строительство инженерных сооружений. Мы обратились к народным депутатам, они зарегистрировали проект о выделении Госпогранслужбе 50-метровой полосы вдоль линии границы, сейчас он на рассмотрении в комитетах, - говорит Василий Серватюк.
|
ДЕНЕЖКИ
На "Европейский вал" потратили 400 миллионов
В этом году пограничники закончат строительство "Стены" в Харьковской области и продолжат ее в Луганской. Сейчас уже готово 75 км ограждений, 103 км рокадных дорог, 230 км противотанковых рвов, 45 км контрольно-следовых полос, несколько опорных пунктов и позиций. На все это потрачено 400 млн гривен.
- В этом году на продолжение работ заложены 200 млн, это лишь 17% того, что нам нужно, но этого достаточно, чтобы закончить запланированное в Харьковской области и начать работу в Луганской. Хотелось бы, чтобы основные элементы "интеллектуальной границы" были применены и на других участках, но сегодня речь идет лишь об украинско-российском участке - 2200 км, из которых 415 мы сегодня не контролируем, - отмечает Василий Серватюк.