"Исторический документ"
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян не первый раз заявляет о том, что пассажирское железнодорожное сообщение с РФ надо прекратить, и Украина от этого ничего не потеряет. Правда, и эксперты, и сама "Укрзализныця" придерживаются прямо противоположного мнения, но Омелян предпочитает не обращать внимания на цифры – так гораздо удобнее.
16 августа министр сделал очередное непонятное, и оттого еще более резонансное заявление, сообщив, что подписал "исторический документ", который касается сообщения с РФ.
"Сегодня подписал один исторический документ. В Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена", - совсем недипломатично заявил Омелян, сорвав своей остротой довольно жидкие аплодисменты в соцсети.
Правда, недоброжелатели быстро выяснили, что кроме медведей в РФ еще регулярно отправляются платья от супруги украинского министра.
"Жена-дизайнер министра Омеляна, который перекрывает все транспортное пассажирское сообщение с РФ, продает свои платья в этой самой РФ, - написал на своей странице в соцсети журналист Александр Дубинский. - Патриоту Украины и матери граждан США рубли, видимо, не пахнут".
Но оставим в стороне эмоции и попробуем разобраться: о каком "историческом документе" все же идет речь?
Скажем сразу: эксперты, опрошенные "КП" в Украине", от загадок Омеляна порядком устали и выступать в качестве "гадалок на кофейной гуще" не хотят. Тем не менее, некоторые версии у них все же есть. И основная из них заключается в том, что "исторический документ" - это банальное письмо в Кабмин, которое министр написал в качестве члена правительства. Причем наши источники не исключают, что Омелян неслучайно выбрал время, когда Гройсман находится в отпуске: выйдет на работу – будет сюрприз!
Теоретически Омелян мог написать письмо и в СНБО, правда, в этом случае непонятно, в качестве кого. Все же внешняя политика – совсем не его дело, так что эксперты все же склоняются в пользу письма в Кабмин.
Избирательный "патриотизм"
Решение об отмене поездов в РФ может принять только Кабмин (если это решение принимается по экономическим причинам, например, в силу убыточности направлений. – Авт.) или СНБО (если есть угроза национальной безопасности. – Авт.). Такое мнение в комментарии "КП" в Украине" высказал эксперт в сфере транспорта, экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.
- А "Укрзализныця" может?
- У меня встречный вопрос: а зачем это ей? Только за первое полугодие 2018 года "Укрзализныця" от курсирования пассажирских поездов в российском направлении заработала 2 млрд грн и получила прибыль более 177 млн грн. Справедливо, что разумный руководитель не может отказаться от многомиллионных прибылей.
- Например, это можно сделать в качестве какого-то "патриотического" шага. В последнее время это очень популярная причина практически для любого экономически невыгодного решения.
- Тогда для начала нужно решить, кто будет покрывать убытки. Принять решение несложно, а за счет каких средств? Если решение о прекращении движения поездов в РФ будет принято, то вся прибыль от перевозки пассажиров между Украиной и Россией достанется Молдавской железной дороге, а "Укрзализныце", чтобы покрыть убытки, придется уволить около 5 тысяч сотрудников по всей территории страны, то есть лишить средств к существованию 5 тысяч украинских семей. "Патриотическим" такой шаг назвать трудно.
13 пар поездов
Ранее "КП" в Украине" уже писала о том, что большинство поездов, курсирующих между Украиной и РФ, - украинского формирования. В графике на 2017/2018 год перевозки между Украиной и Российской Федерацией обеспечиваются курсированием 13 пар поездов.
Формирования ПАО "Укрзализныця":
- № 6/5 Киев-Москва, с группой вагонов Чернигов-Москва;
- № 20/19 Харьков-Москва с группой вагонов Полтава-Москва;
- № 24/23 Одесса-Москва;
- № 54 / 144-53 / 143 Киев, Харьков - Санкт-Петербург с беспересадочными вагонами Днепр - Санкт-Петербург;
- № 56/55 Хмельницкий-Москва с группой вагонов Жмеринка-Москва;
- № 62/61 Николаев-Москва с группой вагонов Херсон-Москва;
- № 74/73 Львов-Москва с группой Ковель-Москва;
- № 74/73 Кривой Рог - Москва с группой вагонов Днепр-Москва.
Формирования "Молдавской железной дороги"
- № 47/48 Кишинев-Москва;
- № 61/62 Кишинев - Санкт-Петербург;
- № 341/342 Кишинев-Москва;
Формирования ОАО "РЖД":
- № 65/66 Москва-Кишинев.
Формирования ЗАО "АЖД" (Азербайджан):
- № 370/369 Баку-Харьков, Киев в осенне-зимний период 1 раз в неделю.
В тему
Кому на руку заявления Омеляна
Раз за разом обсуждая заявления Омеляна, эксперты констатируют: ничего экономического в них нет, ведь министр – фигура политическая, и заявления у него соответствующие.
Большинство экспертов считают, что Омелян своими громкими заявлениями пытается, во-первых, заработать очки у радикально настроенного электората, а, во-вторых, отвлечь внимание от не самых "патриотичных" фактов своей биографии, как то: взлет карьеры во времена Януковича-Азарова, рождение двоих детей в США, бизнес супруги, связанный, в том числе, и с РФ.
А, например, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко высказал неожиданную гипотезу - заявления Омеляна работают на противников Петра Порошенко на будущих выборах.
"Дело в том, что эти резонансные заявления Омеляна загоняют Порошенко в ловушку, - поясняет Охрименко. – Если запретить железнодорожное и автобусное сообщение с РФ, это настроит против действующего президента многих украинцев, в том числе и жителей западной Украины. Ведь им придется ездить в Россию через Беларусь, что выйдет дольше, дороже и неудобнее. Если же Порошенко не согласится на очередную блокаду, то противники начнут обвинять его в том, что выступает в интересах РФ. Так что и в одном, и в другом случае выигрывают его противники на выборах. А вот пострадают простые украинцы – как те, кто ездят в РФ к родственникам, так и те, кто ездят на заработки".