Массовые переносы авиарейсов: как не провести отпуск в аэропорту

Участники рынка признают, что в этом сезоне переносом чартерных рейсов грешат все туроператоры.

Массовые переносы авиарейсов: как не провести отпуск в аэропорту. Фото: Наталья Витвицкая

Если вы купили путевку и вовремя улетели на отдых, то считайте, что вам очень повезло. Как говорят эксперты туристического рынка, у большинства туроператоров наблюдаются проблемы с переносом рейсов. У одних это случается чаще, у других – реже.

Можно ли, купив пакетный тур, быть уверенным, что вовремя попадешь на отдых?

Что происходит

На онлайн табло столичного аэропорта "Киев" имени Сикорского уже сегодня отменены три рейса авиакомпании Bravo Airways – в Анталию, Эрбиль и Даламан. Самолеты улетели вывозить туристов из Туниса. То есть, одни туристы застряли дома, другие не могут вернуться с отдыха.

Все началось на прошлой неделе, когда украинские туристы застряли в Тунисе. При этом туроператор во всем обвинил перевозчика, а перевозчик - туроператора

В авиакомпании Bravo Airways заявили, что располагают всеми техническими возможностями для выполнения рейсов BAY 7371, BAY 7372, BAY 7375 и BAY 7376 из Киева в Монастир и обратно. Но они отменены в связи с отсутствием оплаты этих рейсов со стороны туроператора "Оазис", который является заказчиком программы.

В свою очередь, в "Оазисе" заявляют, что нарушение в расписании авиаперелетов -следствие действий и решений авиакомпании Bravo Airways, которая систематически нарушала условия договора. Это выражалось в длительных задержках рейсов – более 13 часов. В результате туроператор был вынужден за свой счёт продлевать туристам проживание в отелях Туниса, а также предоставлять скидки и бесплатные экскурсии. Ещё одна претензия в адрес партнера заключается в том, что по данным "Оазиса" перевозчик имеет задолженность перед аэропортами Туниса и не располагает средствами для оплаты обслуживания.

Ситуация с задержкой и отменой рейсов стала настолько критической, что вмешиваться пришлось даже министру инфраструктуры. На своей странице в Facebook Владимир Омелян написал, что Bravo выполнит пять рейсов в понедельник, чтобы вывезти туристов из Туниса. По его словам, после переговоров с участием двух министерств и Госавиаслужбы, авиакомпания Bravo согласилась взять на себя расходы, связанные с возвратом украинцев домой, после чего они должны быть возмещены туроператором. Тогда же он написал и том, что "Оазис" за свой счет должен разместить всех украинцев в отелях Туниса до понедельника.

А во вторник в министерстве собрались наводить порядок в отрасли. "Раз свободный рынок не работает - вводим эффективный рынок с элементами государственного регулирования и контроля", - завил министр.

Минэкономики, по его словам, пересмотрит и отменит лицензии туроператоров, которые не выполняют свои обязательства. А Госавиаслужба усилит контроль за лицензиями авиакомпаний и за выполнением ими регулярных и чартерных маршрутов, а также за техническим состоянием.

Сплошные переносы

Однако простым людям от грозных слов министра ни холодно, ни жарко. А часто, чтобы попасть на рейс, приходится пройти целый квест с элементами фильма ужасов. На днях туристка Анна Каранова в соцсетях рассказала, как у нее не сложилось улететь в на отдых в Египет.

По ее словам, тур она купила у туроператора Join UP!, партнером которого была авиакомпания Bravo. Если кратко, то сначала рейс должен был вылетать из аэропорта "Жуляны" в 2 утра, но потом его перенесли на 5 утра. А потом рейс снова перенесли - сначала на 18.55, а потом обратно на 6 утра. При этом менялось не только время, но и место вылета. Вместо "Жулян" пришлось ехать в аэропорт "Борисполь". Для тех, кто не знает, уточним -  расстояние между этими двумя аэропортами почти 40 километров. Но по приезду в Борисполь, такого рейса на табло не оказывается.

- Через час рейс BAY2027 появился в расписании и время вылета 11.30, - пишет туристка. - У меня ужас... Уехать из аэропорта не могу, вдруг время вылета снова изменится. Остались в аэропорту. Нашли свободные места. Ребёнок лёг спать. В 11.00 наконец-то дозвонилась в JoinUp. Мне ответили,что... Мой самолёт улетел из аэропорт Борисполь в 06.00... Спрашиваю - это шутка какая-то?.. Попросили подождать... Сказали, что они не располагают никакой информацией о вылете.

По ее словам, таких пассажиров, как она,  было около двухсот. В итоге вылет был перенесен на 14-00.

- Сдали багаж, получили посадочные талоны (на которых время вылета 11.30), прошли паспортный контроль, таможню, - пишет Анна Каранова. - Смотрим на табло... Время вылета... 15.00. Нервничаем... Самолёта нет. Информации нет. Агенты ничего не знают. Душно, дети голодные, хотят спать. Вода в DutyFree за 0,5л 1 евро. Бутерброд в кафе от 130 грн... Время вылета меняется в 8-й раз на 15.30. Люди в бешенстве. Агенты убеждают, что самолёт прилетел и сейчас на дозаправке. Самолёта не видно! Проходит ещё полчаса в нервном напряжении. Время вылета меняется на 16.00.

В итоге пассажиров привезли к самолёту без единого опознавательного знака, который после взлета сел снова в Борисполе по техническим причинам.

- Высадили из самолёта всех, - пишет Анна Каранова. - Люди отказались возвращаться в терминал и стали требовать замены самолёта! Нас окружили тремя SkyBus, полицией и неизвестными в масках, с автоматами. Жара, солнце, ветер. Люди сидели прямо на посадочной площадке. Никто ничего не объяснял. Вышел пилот и сказал, что он не полетит на этом самолёте и людей в него не посадит! Вызвали представителя аэропорта, вышел через полчаса требований. Объяснить ничего не смог. Сказал, что сейчас инженерная бригада отремонтируют самолёт и сразу полетим. Но команда пилотов отказалась лететь. Сказали, что полетим с новой командой. У людей шок - мы не самоубийцы и детей не посадим в этот самолёт.

В итоге, этот рейс все-таки вылетел в 23.30, при этом около 130 человек отказалось лететь на том самолете, а 70 все-таки улетели.

Как говорят эксперты рынка, от такой ситуации не застрахован сейчас никто. И в этом году наблюдается огромное количество перенесенных рейсов.

- За 14 лет, которые я работаю в турбизнесе, я такого количества перенесенных рейсов еще не видела, - рассказала "КП" в Украине" директор одного из турагентств Екатерина Павлинская. – При этом переносы есть у всех туроператоров, хотя больше всех у Join Up и Оазиса, которые летают на Bravo. У кого-то они бывают чаще, у кого-то реже, но переносами грешат все. Вот, например, сегодня у меня туристы сидят в Борисполе и ждут рейс Харьковских авиалиний, которые зафрахтованы Пегасом. В такой ситуации туроператор должен селить людей и кормить за свой счет.

Проблемы перевозчика

Как говорят эксперты, быстро решить проблему не получится. Дело в том, что у компаний-перевозчиков самолетов впритык и выход хоть одного борта из строя приводит к тому, что все дальнейшее расписание сыплется по принципу домино. И в такую ситуацию могут попасть пассажиры любой небольшой авиакомпании.

- Сейчас пиковый спрос на чартерные перевозки, - пояснил "КП в Украине" ситуацию транспортный эксперт Александр Кава. - Соответственно, авиакомпании составляют расписание таким образом, чтобы по максимуму загрузить свои самолеты. Особенно это чувствительно для небольших авиакомпаний, у которых парк - от одного до пяти самолетов. У них нет возможности в случае выбывания судна из расписания - не важно, по какой причине - быстро его чем-то заменить. У крупных авиакомпаний резервы есть. Они могут использовать самолеты, которые обслуживают регулярные рейсы. А для маленьких авиакомпаний, а таких у нас много, если самолет задержался или по технической причине, или по погодным условиям, то сразу получается эффект домино. Расписание составлено таким образом, что самолет находится круглосуточно в работе, даже ночью борт выполняет чартерные рейсы. Заменить самолет так быстро не могут. Арендовать недорого борт где-то за границей тоже не получается. Сейчас в нашей части планеты сезон отпусков, поэтому они не могут найти свободный борт у конкурентов, и у них ломается все расписание. Это приводит к задержкам всех последующих рейсов. И это не проблема одной лишь компании Brawo, подобные ситуации случаются и с другими перевозчиками.

По словам эксперта, решить эту проблему можно на государственном уровне, если начать требовать наличия резервных бортов у авиакомпаний.